Было
обнаружено, что в двух других текстах имеется такой же сопроводительный
«фаллический» знак и тройная структура. Фишер считает, что эти тексты тоже
связаны с мифами творения острова Пасхи. Однако он пока что предложил перевод
лишь для одного предложения, где перечислены три символа в следующем порядке:
«птица» (с фаллосом), "рыба» и «солнце». По его мнению, это означает: «Все
птицы совокуплялись с рыбами – так появилось солнце». Хотя такой перевод
возможен, он едва ли соответствует бракосочетанию богов и богинь в песнопении
Уре Ваеико.
Предположение Фишера о том, что все остальные таблички тоже
содержат описание мифов творения, выглядит гораздо менее убедительно. Здесь его
доказательства ограничены повторением последовательности символов птицы, рыбы и
солнца, а также общей троичной структурой; в этих текстах сопроводительные
«фаллические» знаки отсутствуют. По заключению большинства ученых, работа
Фишера имеет важное значение, но не является решающим прорывом в понимании
ронгоронго. Некоторые тайны острова Пасхи по-прежнему остаются неразгаданными.
ЧАСТЬ
ЧЕТВЕРТАЯ
ЗЕМНЫЕ УЗОРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
В
отдаленном уголке сельской Англии находится самый большой искусственный курган
в Европе. Силбери-хилл в графстве Уилтшир расположен в центре необыкновенного
сосредоточения доисторических монументов – от массивных многокамерных гробниц
до величайшего на Британских островах каменного круга в Эйвбери. Однако из всех
монументов этот холм остается наиболее загадочным. Силбери имеет форму
огромного уплощенного конуса высотой 130 футов и диаметром 500 футов. Он состоит в
основном из мела, выкопанного из глубокой канавы шириной 125 футов, окружающей
холм. Объем мелового известняка и почвы, понадобившейся для сооружения холма,
достигает 12,5 миллиона кубических футов. Оценки труда, затраченного на
строительство, заметно различаются, но, по самым скромным расчетам, работа
заняла не менее 15 миллионов человеко-часов. Какая цель стояла за такими
невероятными усилиями?
Из-за своих масштабов Силбери-хилл всегда наводил на мысли о
сравнении с египетскими пирамидами. Согласно одной из первых теорий, эта
огромная структура играла роль гробницы. Около 1660 года великий английский
археолог и знаток древностей Джон Обри записал местное предание, гласившее, что
здесь был похоронен король Сил на коне в полном вооружении, а стены его
гробницы выложены золотом. Другой пионер доисторической археологии, Уильям
Стакли, в 1723 году предположил, что Силбери-хилл «является самым
величественным мавзолеем на свете, за исключением египетских пирамид». Другие
исследователи, в надежде найти роскошное захоронение, копали тоннели в холме в
1776 и 1849 году, но не обнаружили ничего интересного, если не считать того,
что в центре мелового холма находится другой курган из почвы и торфа около 100 футов в диаметре и
высотой 17 футов.
Многие
вопросы, одним из которых была датировка этого загадочного монумента,
оставались без ответа. В 1968 году Би-би-си выделило средства на новые раскопки
под руководством Ричарда Аткинсона из Кардиффского университета, широко
известного своими работами в Стоунхендже (см. «Стоунхендж» в разделе «Чудеса
архитектуры»). Телевизионные чиновники ожидали, что проект привлечет достаточно
большой интерес и оправдает значительные расходы. Были составлены планы передач
в прямом эфире с места сенсационных открытий, но они так и не осуществились.
Аткинсон пригласил шахтеров из Уэльса для возобновления работ
в тоннеле, начатых в 1849 году. Команда исследователей докопалась до самого
центра кургана, но так ничего и не нашла. В Би-би-си подсчитали убытки и
отказались от дальнейших раскопок.
Несмотря на отсутствие важных открытий, работа Аткинсона
пролила свет на внутреннее устройство холма. Тщательное изучение слоев почвы и
мелового известняка показало, что курган возводился в три этапа, начиная
примерно с 2500 года до н. э. Однако, поскольку внутри не было обнаружено
никаких следов древнего захоронения, цель строительства оставалась еще большей
загадкой, чем раньше.
Силбери-хилл, без сомнения, является частью комплекса
Эйвбери, но трудно представить, какую роль он мог играть в религиозных церемониях,
которые там проводились. Холм был сооружен в естественной впадине на местности;
несмотря на все усилия по выкапыванию и укладке тысяч тонн мела и земли, его
уровень не превышает высоты обычных холмов в окрестностях. Силбери-хилл едва
заметен от соседних монументов и не дает достаточно хороший обзор, к примеру,
для астрономических наблюдений.
Создается впечатление, будто Силбери-хилл был построен без
какой-либо практической цели – по крайней мере, без такой цели, которую мы
могли бы сейчас понять. Доктор Элесдейр Уиттл, опубликовавший результаты
раскопок Силбери-хилл в 1990-х годах, полагает, что для древних обитателей
Уилтшира сооружение огромного искусственного холма, или «священного кургана»,
было актом любви, когда строители, преисполнясь религиозного рвения,
добровольно вносили свой вклад в общее дело. Нам трудно понять, в чем
заключалась причина их единодушного порыва, но у наших отдаленных предков,
несомненно, существовало стремление переделывать окружающий ландшафт по
причинам, которые нам кажутся иррациональными.
Примерно в 50
милях к юго-востоку от Силбери находится
Гластонбери-Тор, который, согласно одной теории, представляет собой еще один
замечательный пример работы доисторических ландшафтных мастеров. Хотя сам Тор
(холм) имеет в основном естественное происхождение, выдвигалось обоснованное
предположение, что его любопытная спиральная форма возникла в результате
кропотливой работы доисторических инженеров, превративших холм в гигантский
лабиринт.
Уиттл сравнивал Силбери-хилл с рукотворными курганами, сотни
которых были обнаружены на юго-востоке Соединенных Штатов. Эти курганы имеют
различную форму, от высоких конусов до таинственных скульптурных насыпей в
форме животных и птиц. Курганы впервые привлекли внимание европейских поселенцев
после англо-французской войны в 1756 году. Именно тогда огромные области между
уже существующими колониями и рекой Миссисипи были открыты для новых поселений.
Когда пионеры начали прибывать в долину реки Огайо, они обнаружили, что
плодородная равнина усеяна курганами, которые встречались как на открытой
местности, так и в густом лесу. В целом в долине реки Огайо было описано около
10 000 курганов. При заселении земель дальше к югу сообщения о курганах стали
поступать из разных мест, разделенных большими расстояниями: берега великих рек
американских низменностей, Огайо, Иллинойса, Индианы и Миссури, были окаймлены
рядами курганов. Колонисты были настолько поражены грандиозным размахом
земляных работ, что вскоре возникли теории о таинственной расе «строителей
курганов». К сожалению, оставалось мало надежды узнать, кем были эти строители,
из бесед с местными жителями, изгнанными со своих родных мест или погибающими
от пуль и новых болезней, занесенных колонистами. Не в силах поверить, что
индейцы обладали инженерными навыками, необходимыми для сооружения курганов,
первые исследователи предположили, что «строители курганов» принадлежали к
«высшей» расе, в давние времена переселившейся в Америку из Старого Света:
египтянами, монголами, викингами, индусами или ныне забытыми племенами из
древнего Израиля. Простая истина о том, что курганы были делом рук американских
индейцев, старательно затушевывалась до тех пор, пока не появился
правительственный доклад о происхождении курганов, подготовленный Сайрусом
Томасом в 1894 году. Томас убедительно доказал, что предметы, обнаруженные при
раскопках курганов, имели в основном индейское происхождение. Линию родства с
культурой «строителей курганов» можно проследить в традициях разных индейских
племен; о ней говорится даже в сообщении французских путешественников, которые
в 1720 году были свидетелями похорон вождя племени натчез (штат Луизиана) в
специально построенном для этой цели кургане.