«Когда
мы говорим о том, что курганы, границы, маяки и межевые камни расположены по
прямым линиям во всей Британии, на самом деле важно лишь одно обстоятельство:
появились ли эти линии в результате случайного совпадения, своеобразного
фантома воображения, или же по замыслу человека».
То,
что его теория могла оказаться огромным мыльным пузырем, сильно беспокоило
Уоткинса, и он решил провести простую статистическую проверку. Взяв карту
района окрестностей Андовера в графстве Гемпшир в Южной Англии, он насчитал 51
церковь и стал искать леи между ними. Он обнаружил 38 линий, соединявших три
церкви, 8 линий, соединявших четыpe церкви, и одну линию, соединявшую пять
церквей. Для грубой проверки Уоткинс как попало нанес на лист бумаги размером с
карту 51 чернильную точку и насчитал 34 совпадения для трех точек, но лишь одно
совпадение для четырех точек. Для пяти точек совпадений вообще не было.
Уоткинс
был удовлетворен результатом. Он пришел к выводу, что линии, соединявшие только
три точки, могут быть случайными, но «построения из четырех точек убедительно
указывают на то, что мы имеем дело с неким замыслом, а не с игрой случая».
Разумеется, пять точек на одной линии были еще более сильным аргументом.
Однако археологов это не убедило. В конце концов, если леи
предположительно являются остатками доисторической системы, то закономерности в
расположении средневековых церквей, даже самые четкие и определенные, не имеют
отношения к делу. Это приводит к другой, более широкой проблеме. Исследование
Уоткинса о закономерностях расположения церквей в окрестностях Андовера
является редкостью среди сотен других описанных им случаев в том смысле, что
все узловые точки на линиях образованы монументами одного рода. Все церкви были
построены в Средние века или позднее. Однако типичная линия лей в представлении
Уоткинса и других «охотников за леями» обычно состоит из весьма странного и
сомнительного сочетания разных элементов, датируемых совершенно разными
периодами: стоячие камни эпохи неолита и бронзового века (воздвигнутые от 3000
до 1000 года н. э.) вписываются в ту же схему, что и земляные форты железного
века, построенные за несколько сот лет до н. э., или средневековые церкви.
Отвечая на критику, Уоткинс выдвинул встречный аргумент,
согласно которому древние священные места часто использовались повторно с
течением времени даже приверженцами других религий. Классическим примером
является Иерусалим, наполненный синагогами, мечетями и церквями, построенными
за последние две тысячи лет. Способность раннехристианской церкви включать
обычаи, празднества и священные места других религий в свою традицию хорошо
известна. В 601 году папа Григорий послал в Британию гонца с интересным
указанием для Августина (первого архиепископа Кентерберийского), который тогда
пытался обратить в христианство англосаксонских язычников: