Минотавр
– мифологическое чудище с телом человека и головой быка, – естественно,
имеет необычное происхождение. Когда легендарный правитель Минос провозгласил
свои права на трон Крита, самого большого из островов в Эгейском море, он
вознес молитву морскому богу Посейдону, чтобы тот послал ему знак, подтверждающий
его власть. Посейдон вывел из моря ослепительно белого быка, которого Минос
должен был принести ему в жертву. Однако Минос спрятал быка в своем стаде и
вместо этого принес в жертву обычное животное. Посейдон решил отомстить. Он
заставил Пасифаю, жену Миноса, воспылать такой жгучей страстью к быку, что она
обратилась за помощью в удовлетворении этой страсти к Дедалу – знаменитому
технику и изобретателю. Дедал построил пустотелую деревянную корову, покрытую
коровьей шкурой, которую он установил на колесики, спрятанные в копытах. Корову
выкатили на поле, где Минос держал белого быка, Пасифая зашла внутрь манекена,
а затем быка подманили к корове, чтобы тот мог выполнить свои естественные
обязанности. В результате Пасифая родила Минотавра. Для того чтобы скрыть позор
своей жены, Минос заключил чудовище в огромную каменную темницу, названную
Лабиринтом, где его кормили плотью детей, присылаемых в качестве дани из
покоренных Афин. В конце концов молодой герой Тесей, один из четырнадцати
афинских юношей и девушек, посылаемых каждый год в жертву Минотавру, убил
чудовище голыми руками и нашел выход из Лабиринта с помощью дочери Миноса,
принцессы Ариадны.
Так гласит легенда о Тесее и Минотавре в изложении древних
греков, начиная с VIII в. до н. э. и далее. Но как и почему могла возникнуть
эта нелепая история? В 1900 году, когда британский археолог сэр Артур Эванс
провел раскопки в Кноссе на острове Крит, ему показалось, что ответ найден.
Эванс был привлечен туда легендами, где говорилось, что Кносс некогда был столицей
царя Миноса; его находки превзошли все ожидания. Дворец в Кноссе, который он
раскопал, оказался настоящим чудом света, построенным около 3500 лет назад. В
огромной конструкции из нескольких этажей, соединенных лестницами, имелись
уборные с искусно подведенной системой канализации, просторные ванные комнаты и
стены, украшенные изысканными фресками, сцены которых создавали впечатление
высокоцивилизованного, богатого и праздного общества. Цивилизация бронзового
века, открытая Эвансом, была названа «минойской» в честь легендарного царя.
Изображения быков встречались повсюду – от крошечных резных
печаток и колец до огромных фресок, изображавших акробатов, прыгающих через
спины животных. Разумеется, Эвансу пришла на ум история о Минотавре. Может
быть, рассуждал он, юношей и девушек, присылаемых из Афин в качестве дани для
Минотавра, на самом деле тренировали как акробатов для бычьих игрищ, которые,
по его предположению, были частью какого-то захватывающего религиозного
ритуала. Немногие могли пережить опасную забаву, перепрыгивая через острые рога
огромных быков. Может быть, это послужило источником легенды о Минотавре,
убивающем людей?
Сходным образом дворец в Кноссе, представлявший собой
огромный комплекс взаимосвязанных помещений и внутренних дворов, мог послужить
прототипом мифического Лабиринта, где погибали афинские подростки. Что касается
изображения Минотавра в виде человека с головой быка, возможно, минойцы, как и
египтяне, представляли одного из своих богов частично в облике животного.