Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

 

Отняли наши одежды и спрятали их,

Отняли наши поля и отдали их «пятёркам»,

Мы поддержим того, кто убьёт Цзы Чаня!

 

– говорилось в песне «благородных». Революция свершилась, победившие крестьяне работали на своих новых полях; их детям не угрожал больше голод, и они приветствовали Цзы Чаня криками: «десять тысяч лет жизни!» – так, как потом приветствовали императоров и царей.

 

Мы имеем детей и младших братьев,

Цзы Чань заботится о них.

Мы имеем поля,

Цзы Чань преумножает их.

Если Цзы Чань умрёт,

Кто будет руководить нами?

 

 

РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

 

В то время, как император смотрел

на широкие просторы и созерцал их

красоты, мы, сопровождавшие

его слуги, вспоминали об основах

пути, приведшего его к славе.

Надпись на горе Чифу.

 

"Р ечи Цзы Чаня облетели Поднебесную от ближних мест до дальних", – говорит летопись «Цзочжуань». Революция, подобно пожару, перебрасывалась с одного княжества на другое, и к середине V века охватила всю Поднебесную. Она породила пять царств, в которых у власти стояли самодержавные государи, правившие в соответствии с заветами Цзы Чаня. Цзы Чань основал учение о законах, школу «фацзя», которая утверждала, что нужно править, опираясь на наказания и подчиняя людей государственной дисциплине. Объединённые в «пятёрки» и «десятки» крестьяне были обязаны помогать друг другу, вместе платили налоги и вместе отвечали, если кто‑то из их «пятёрки» совершит преступление. О «благородных» и «знатных» больше ничего не было слышно – революция перепахала Поднебесную и уравняла всех; население страны называли «поравненным народом». Одетые в форменные халаты чиновники проводили переписи, наделяли неимущих землёй и рассчитывали потребности крестьянских хозяйств. Государство осуществляло закупки зерна и выдавало его беднякам в годы голода. "Ныне учёные мужи говорят об управлении чаще всего так: «Дайте бедным и неимущим землю, чтобы обеспечить тех, у кого ничего нет», – писал знаменитый учёный Хань Фэй‑цзы.

Хань Фэй‑цзы жил в III веке, он был крупнейшим представителем школы «фацзя» и работал во «Дворце наук у Западных Ворот» – академии, созданной в столице царства Ци для учёных разных школ. Во «Дворце наук» работали тысячи учёных, они пользовались почётом, жили в больших домах с высокими воротами и выезжали на богато убранных колесницах. Здесь изучались различные социальные системы и вырабатывались экономические проекты, – одним из них был знаменитый проект восстановления надельной системы («цзинь‑тянь»), принадлежавший последователю Конфуция Мэн‑цзы. Наблюдая за ходом истории, учёные из «Дворца наук» пришли к тем же выводам, к которым на другом конце света пришли Платон и Аристотель, – они открыли, что движущей силой событий и причиной всех бед является ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ.

– В древности… усилий не прилагали, а для жизни хватало, – писал Хань Фэй‑цзы. – Народ был малочисленным, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было борьбы, не применялось строгих наказаний, и народ управлялся сам собой. Ныне же иметь пять детей не считается слишком много, а у каждого из них имеется ещё пять детей; дед ещё не умер, а уже имеется двадцать пять внуков. Поэтому‑то народ такой многочисленный и испытывает недостаток в припасах, трудится изо всех сил, а пропитания на всех не хватает. Поэтому в народе идёт борьба, и, даже ужесточив наказания, не избежишь смут".


Предыдущая Следующая