Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

Я утверждаю, что “предок из верхнего палеолита, следы которого отсутствуют”, – это культура Тассилин‑Аджер. Натуфий‑ская культура была переходной культурой, непосредственно связывающей культуру Круглоголового периода в Африке с Чатал‑Хююком.

В поддержку этого прямо‑таки ошеломляющего утверждения рассмотрим некоторые наблюдения других ученых. Меллаарт, например, писал о земледелии в Чатале следующее.

Все указывает на то, что выращивание растений в Чатал‑Хююке должно иметь долгую предысторию в области, где дикие предки этих растений были у себя дома, предположительно в холмистой местности, довольно далекой от созданной человеком среды Конийской равнины… Истоки следует искать в Натуфе Палестинской, еще неизвестной более ранней группе на Анатолийском плато (Турция) и в Кушистане (далее к востоку). / Mellaart. op. cit.; Mellaart, Catal Huyuk: A Neolithic Town in Anatolia  (New York: McGraw‑Hill. 1967). pp. 221‑222/

Илл. 9. Настенное изображение насекомых и цветов в натуралистическом стиле. Красный сетчатый узор снят, чтобы лучше показать насекомых и цветы. Из книги Джеймса Меллаарта “Чатал‑Хююк: город неолита в Анатолии” , Рис. 46, С. 163.

А вот что говорит все тот же Меллаарт о материальной культуре Чатал‑Хююка (илл. 9).

В отличие от других современных ему культур неолита, Чатал‑Хююк сохранил ряд традиций, которые кажутся архаичными во вполне развитом обществе неолита. Искусство стенной живописи, вылепленные из глины или вырезанные из гипса барельефы, натуралистическое представление животных, человеческие фигуры и божества, употребление иногда выдавленных пальцами в глине узоров типа “макарон”, распространенное использование геометрического орнамента со спиралями и меандром, вырезанного на печатях или перенесенного на ткань, макеты раненных в охотничьих ритуалах животных, практика захоронений в цвете красной охры, архаичные амулеты в виде богини, подобной птице с роскошным хвостом, и наконец, некоторые виды каменных орудий и зубчатые раковины в качестве драгоценностей – все это хранит остатки наследия верхнего палеолита. В той или иной степени подобные архаичные элементы прослеживаются и в ряде других постпалеолитных культур, таких, например, как натуфийская культура Палестины, но нигде они так не выражены, как в неолитическом Чатал‑Хююке. / Там же. р. 226/

В описании стенных росписей алтарей в Чатал‑Хююка Сеттегаст делает следующее замечание.

Цветовая гамма красителей, используемая художниками Чатала, не имеет себе равных на Ближнем востоке (хотя искусство Сахары Круглоголового периода в этом отношении равно Чаталу или даже превосходит его)… Третий способ декорирования осуществлялся путем вырезывания силуэтов животных из скоплений гипса на стенах – оригинального использования внутренних поверхностей, которое, как считает Меллаарт, проводивший раскопки, могло быть позаимствовано из техник работы по камню. / Settegast. op. cit… pp. 166‑167/

Илл. 10. Прекрасное натуралистическое изображении крупного рогатого скота, типичное для искусства Тассили, пример из Джаббарен. Из книги Жана‑Доминика Лажу “Наскальная живопись Тассили”,  С. 106.


Предыдущая Следующая