Древние Боги
|
||
Как видим, учение И. П.
Павлова о рефлексах есть одновременно учение о координирующей и интегративной
работе всей центральной нервной системы, всего мозга, всей коры. Кстати, может
быть, именно этот акцент в значительной степени отклонил внимание И. П. Павлова
и почти всей его школы от механизмов безусловных рефлексов. Последние имеют
подчас подкорковую природу и известную физиологическую автономию. Лишь позже А.
Д. Слоним и другие представители этой школы принялись углубленно изучать инстинкты,
сумев в отличие от этологов глубоко связать протекание этих наследственно
врожденных и прижизненно приобретенных, т.е. условных, рефлексов. И все же при всей
интегративности подхода И. П. Павлова и его учеников к рефлекторным функциям
коры головного мозга ее работа выглядит мозаично. В каждый данный момент кора
мозга – мозаика центров возбужденных и заторможенных. Тем самым поведение
организма все-таки в известном смысле огромное множество в какой-то мере
отдельных рефлекторных дуг. Как выразился один из учеников И. П. Павлова, перед
нами рассыпанные колесики из часового механизма, мы знаем каждое из них, но мы
еще не знаем, как собираются из них часы и как часы идут. Учение А. А. Ухтомского
о доминанте в большой степени восходит к упомянутым идеям Шеррингтона. Он сам
писал: "Моя физиологическая мысль в значительной степени воспитана
Шеррингтоном". Это воздействие выразилось прежде всего в попытке как раз
продолжить уяснение механизма объединения, централизации в царстве рефлексов. Мировоззрение этого выдающегося
физиолога, А. А. Ухтомского, в отличие от И. П. Павлова не характеризовалось
законченным атеизмом и материализмом. Оно глубоко материалистично в основе, но
несет и сложное противоречивое наследие. Вероятно, с этим надо связать
незавершенность великого замысла, как представляется мне справедливым,
определить нынешнее состояние учения о доминанте. Но это прозрение А. А.
Ухтомского было столь гениально, что, думается, оно надолго осенит движение
вперед на одном из главных направлений физиологической науки. Поэтому я буду
описывать принцип доминанты и как адепт, и как критик: из его анализа должна
проистекать необходимость следующего шага. А этот следующий шаг и есть
вторжение в нашу магистральную проблему – генезис второй сигнальной системы. III. Доминанта
Ныне подчас
подчеркивают, что явление доминанты первым заметил не А. А. Ухтомский, а в |
||