Древние Боги
|
||
И все же здесь надо
сослаться на опыты Ладыгиной-Коте, как и Хайс, продемонстрировавшие и
относительно высокий достижимый уровень подражания не только движению, но и
предметному движению и, наконец, предметному результату невидимых движений,
хотя ранее и наблюдавшихся животным. Прежде всего надо
упомянуть о широко известной методике "выбора на образец":
обезьяне-шимпанзе предъявляется одна из разных по форме или величине
геометрических фигурок; она должна из множества рассыпанных перед ней фигурок
на глаз выбрать, а то и на ощупь достать из мешочка и протянуть
экспериментатору такую точно фигурку. Этот метод практиковался многократно, он
дает, не без трудностей, вполне удовлетворительные и поддающиеся закреплению
результаты. Переводя на общепонятный язык, животное подражает здесь не только
движению протягивания партнеру взятой в руку фигуры, но способно
отдифференцировать именно такую-то (по определенной модальности) фигуру;
значит, сюда включено подражание не просто движению, но и Предмет ному компоненту движения
– отбор (если и не создание) подобной вещи, без которой и движение не было бы в
точном смысле подобным. Зоопсихолог Уорден назвал эту способность шимпанзе
"уникальным случаем подражания". Как увидим в дальнейшем, эта
способность дифференцировать действия по их предметности сыграет огромную роль
в развитии и подражательной деятельности у семейства троглодитид, в частности в
эволюции "древнего камня" (палеолита), и затем в становлении
человека. Однако "выбор на
образец" – лишь частное проявление данного "уникального случая подражания".
Опыты Хайс и особенно Ладыгиной-Коте привели и к выявлению у шимпанзе
возможности, хоть и весьма ограниченной, нечто подражательно конструировать,
например башенки и пирамидки из фигурок, подбирая для этого из ассортимента
фигурок такие же самые, которые включены в показанной ему постройке-образце.
Сначала Ладыгина-Коте строила этот образец на глазах у животного, позже, при
возникновении определенного подражательно-двигательного навыка, оказалось
возможным предлагать обезьяне сделанный в ее отсутствие совершенно готовый
образец – и шимпанзе нередко, причем, чем дальше, тем чаще, воспроизводил эту
конструкцию правильно. Прослежено, что
простейшее подражательное конструирование состояло в помещении какого-либо
предмета в вертикальное положение; наоборот, перевод фигуры из вертикального
положения в горизонтальное давался труднее. Затем подражательное
конструирование усложнялось и улучшалось. Следовательно, шимпанзе расчленял
непросто движения экспериментатора, но саму фигуру на составные части (хотя бы
они и ассоциировались с предшествовавшим движением), отбирал подобные
строительные элементы среди наличных в его распоряжении, мог объединять их в
сложной взаимной системе, придавая каждому элементу положение, соответствующее
системе-образцу. Лишь изредка в помощь шимпанзе экспериментатору приходилось
снова в его присутствии разбирать и составлять образец. Но чем дальше, тем
больше шимпанзе обходился подражанием не наблюдаемому движению, а самому
сложенному предмету: движения лишь как бы сигнализировались расположением
фигур. |
||