Древние Боги
|
||
Нейропсихология изучила
психические последствия массивных поражений и разрушений разных полей головного
мозга человека, в том числе тех, которые присущи исключительно Homo sapiens. По
данным А. Р. Лурия и его сотрудников, в клинике при такого рода деструкциях в
лобных долях, т.е. при устранении или поражении здесь высших корковых
образований, контролирующих нижележащие корково-подкорковые образования,
наблюдается сильно выраженный синдром эхопраксии. Врач прикасается рукой к
своему носу и больной зеркально повторяет то же движение. Врач говорит:
"поднимите руку", – но больной только повторяет эти слова
"поднимите руку", не делая движения. Последний пример показывает, что
в этот синдром непроизвольной автоматической имитативности входит как составная
часть вокативно-речевая имитация: эхолалия. Последняя выступает при поражениях
как лобных, так и височных и височно-теменных отделов. Именно этот вариант
эхокинезии (подражания движениям), т.е. подражание речевым, вернее,
звукопроизводящим движениям, вероятно, мог достигнуть особенной интенсивности у
одной из ветвей палеоантропов. При органических нарушениях и поражениях в
соответствующих отделах головного мозга из-под контроля корковых
новообразований и выступают, как патологические явления, те
непроизвольно-автоматические эхолалические реакции, которые когда-то были
нормой Требует дальнейшего исследования вопрос, в какой мере эхолалия протекает
на уровне акустическом, фонетическом, т.е. является подражанием физическим
звукам, воспроизведением привычных артикулом, а в какой – на уровне
фонематическом, т.е. является воспроизведением не просто звуков, а фонем,
-определенных противопоставляемых друг другу типов или форм звуков. То же самое явление
эхолалии наблюдается и тогда, когда кора мозга органически не повреждена, но
функционально расстроена в силу столкновения нервных процессов. Нижележащие
структуры опять-таки освобождаются из-под тормозящего контроля коры. В этих
случаях, например при некоторых формах истерии, эхолалия и другие спонтанные
имитационные механизмы проявляются мощно. Это свидетельствует в пользу
представления, что на предшествующем уровне филогенеза у палеоантропов (и
археоантропов) имитативные рефлексы были не подавлены, а играли важную
жизненную роль. Если от патологии мы
обратимся к норме, то увидим высочайшую двигательную, мимическую, вокативную
имитативность в раннем онтогенезе нормального ребенка. Французский психолог Р.
Заззо констатировал, что у ребенка в доречевом возрасте, начиная с одного
месяца, подражание имеет больший размах, больший диапазон, чем у обезьян, в том
числе у детенышей обезьян. Это в свою очередь очень важное подкрепление
гипотезы о том, что близкие эволюционные предки современного человека обладали
более сильной имитативностыо, чем обладают высшие обезьяны. Существует огромная
литература по вопросам начального овладения ребенком речью, а также рядом
двигательных навыков. Единственным механизмом, подключающим ребенка к языковой
среде, является подражание. У ребенка нет наследственного предрасположения к
родному языку, он может овладеть любым. Психологи, педагоги и лингвисты,
изучавшие речь детей, показали, что поначалу ребенок обучается звукам, словам,
формам родной речи только и исключительно через внешнее, не несущее смысловой
нагрузки, механическое подражание речи окружающих его людей. |
||