Древние Боги
|
||
Таким образом,
совершенно неверно исходить из "потребностей" археоантропов и
палеоантропов и видеть в их орудиях или кострищах сознательные средства, пусть
несовершенные, для удовлетворения этих потребностей. Это столь же неверно, как
выражения "собака захотела", "собака подумала" и т.п., за
употребление которых И. П. Павлов "штрафовал" сотрудников своих
лабораторий. Ученым, исследующим ранний палеолит, неплохо бы ввести такое же
правило. Сказанное находится в полном соответствии с тем, что Энгельс
рассматривает весь этот огромный период в сотни тысяч лет как дообщественный.
Общество возникло, по его мнению, только вместе с "готовым
человеком". Как легко видит всякий внимательный читатель его работы
"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", Энгельс
различал три ступени в процессе этого превращения: 1) сначала появляется
примитивный труд, 2) в результате долгого развития труда появляется речь, 3) в
результате нового долгого развития труда и вместе с ним речи появляется
общество. Только эта третья ступень служит, по Энгельсу, моментом
"окончательного отделения человека от обезьяны". Выражение
"обезьяна" в этом контексте в свете современных представлений можно
передать более общим термином "животное". О возникновении
общества, общественных отношений как новой формы движения материи авторами
разных сочинений об антропогенезе сказано до крайности мало и неопределенно.
Первым поставил вопрос о дообщественном характере по крайней мере эпохи нижнего
палеолита, следуя мысли Энгельса, еще в Труд рассматривается
нами как важнейшая предпосылка возникновения общества. Соответственно данная
концепция утверждает, что переходный период между господством биологических
законов и социальных начинается не со времени древнейших засвидетельствованных
следов "труда" четвертичных прямоходящих высших приматов, а позже,
когда эта предпосылка накопилась и сделала возможным возникновение высшей формы
движения материи – общественных отношений, управляемых качественно особыми
общественными законами. Переходный период длится, пока эти последние
развиваются от зачатков до победы и утверждения. Каким археологическим и
антропологическим вехам соответствует начальная и завершающая ступень
переходного периода? Что касается М. П. Жакова, он ограничился принципиальной
постановкой вопроса и высказал лишь предположение, что начальная дата
возникновения общества лежит после нижнего палеолита и что вскоре исследователи
смогут указать конкретные археологические рубежи. Предложенный же мною ответ
состоит в том, что первые симптомы принципиально новых явлений, знаменующих
грядущее человеческое общение и человеческое общество, наблюдаются во второй половине
мустьерского времени, а завершается борьба за господство между биологическими и
общественными законами едва ли раньше конца верхнего палеолита, а может быть,
лишь с переходом к неолиту. |
||