Древние Боги
|
||
Поршневская
интерпретация древнейших захоронений как проявлений первых культурных запретов
будет приведена ниже в разделе Культурология.
Следы использования
специально выращенной части популяции неоантропов в качестве кормовой базы
палеоантропов сохранились – отмечает Поршнев – в так называемых обрядах
инициации: Суть их
состоит в том, что подростков, достигших половой зрелости (преимущественно
мальчиков и в меньшей степени – девочек), выращенных в значительной изоляции от
взрослого состава племени, подвергают довольно мучительным процедурам и даже
частичному калечению, символизирующим умерщвление. Этот обряд совершается
где-нибудь в лесу и выражает как бы принесение этих подростков в жертву и на
съедение лесным чудовищам. Последние являются фантастическими замещениями
некогда совсем не фантастических, а реальных пожирателей – палеоантропов, как и
само действие являлось не спектаклем, а подлинным умерщвлением. О том, сколь
великую роль у истоков человечества играло это явление, пережиточно
сохранившееся в форме инициаций, наука узнала из замечательной книги В. Я.
Проппа, показавшего, что огромная часть сказочно-мифологического фольклора
представляет собою позднее преобразование и переосмысление одного и того же
исходного ядра: принесения в жертву чудовищу юношей и девушек или, точнее,
этого акта, преобразованного уже в разные варианты обряда инициации. Длительное сохранение
человеческих жертвоприношений, уже обособившихся от функции служить кормовой
базой палеоантропам, Поршнев объясняет следующими причинами: Если
некогда умерщвление людей было связано со специфическими отношениями
неоантропов с палеоантропами и очень рано было подменено жертвенным
умерщвлением животных, в частности скота, то в Центральной и Южной Америке
крупный домашний скот почти отсутствовал и первобытный обряд сохранился до
времени сложных культов, тогда как древние греки уже с незапамятных времен
заменили человеческие жертвы подносимыми всякого ранга божествам гекатомбами
горами – умерщвляемого скота. Проанализировав
многочисленные данные об эволюции жертвоприношений, Поршнев резюмирует: Таким
образом в наших глазах восстанавливается сначала кривая восходящего
биологического значения этих жертвоприношений, то есть увеличение объема
жертвуемой пищи для нелюдей (вернее, антилюдей), а позже начинается и затем
круто заменяет эту реальную биологическую функцию символическая функция.
Последняя может идти как прямо от человеческих жертвоприношений (религиозное
самоубийство, самоуродование, самоограничение в форме поста и аскетизма,
заточение), так и от жертв скотом и продуктами (посвящение животных, жертва
первинок, кормление фетиша, сжигание, брызганье, возлияние). Поршнев так подводит
итоги анализу дивергенции: Итак,
если, с одной стороны, мы нащупываем в глубинах дивергенции умерщвление
значительной части молоди некоей отшнуровывающейся разновидности (количество
этой молоди постепенно редуцировалось до обряда принесения в жертву только
первенца), то, с другой стороны, мы находим и взаимное умерщвление друг друга
взрослыми мужскими особями (редуцированная форма в этом случае – поединок). Из
этой второй линии произошли и рабство, то есть сохранение жизни раненым и
пленным, и его последующие преобразования и смягчения в дальнейшей
экономической эволюции человечества, а с другой стороны – всяческие формы
мирного соседства, то есть превращения войн в устойчивость границ, в
размежевание сосуществующих этносов, культур и государств. Войны остались как
спорадические катаклизмы, которые человечество все еще не может изжить. |
||