Древние Боги
|
||
Тут
речь не об оценке – хорошо это или плохо. Ведь можно посмотреть на процесс этой
монополизации как на путь преодоления человечеством указанного
"свойства": как на запрещение убивать друг друга, осуществляемое
"посредством исключения" – для тех узких ситуаций, когда это можно и
должно (таков механизм осуществления многих запретов в истории культуры, в
психике человека). Ко второй группе
запретов Поршнев относит "запреты
брать и трогать те или иные предметы, производить с ними те или иные действия.
Эта группа запретов особенно тесно связана с формированием общественного
отношения собственности", о чем речь будет в
следующем разделе. Наконец, к третьей
группе запретов Поршнев относит половые запреты, в частности, наиболее древние
из них запрет полового общения матерей и сыновей, затем братьев и сестер.
Подводя итоги своему анализу образа жизни древнейших людей, Поршнев пишет: На заре
становления общества [...] эти запреты означали преимущественные права
пришельцев-мужчин. Но сложившийся таким образом конфликт между ними и младшими
выросшими на месте мужчинами разрешился в форме, во-первых, обособления младших
в особую общественную группу, отделенную от старших сложным барьером,
во-вторых, возникновения экзогамии – одного из важнейших институтов
становящегося человеческого общества. Как уже говорилось выше,
система "тасующегося стада" предполагает непрерывное обновление его
состава, в ходе которого время от времени появляются новые пришельцы-самцы,
примыкающие к этому "стаду", а через некоторое время вновь покидающие
его. 2. Религия Из результатов
исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия,
кратко остановлюсь лишь на двух. ·
Во-первых, это ранняя история религиозных
верований, происхождение представлений о "хороших" и
"плохих" божествах. Поршневский анализ существенно отличается от
общепринятых взглядов – как религиозных, так и светских. Для Поршнева
человеческая культура зарождается в эпоху дивергенции. В ряде специальных
исследований он убедительно показал, что образы божеств, протобожеств,
различных разновидностей "нечистой силы" являются отражением именно
палеоантропа, с которым на протяжении длительного времени приходилось
взаимодействовать человеку, а также отражением конкретных особенностей самого
этого взаимодействия. И чем более древними являются эти образы, тем больше в
них буквальных физических черт и особенностей поведения реального
"живого" палеоантропа. ·
Во-вторых, это анализ развития и места в
обществе религии как института, как "церкви". Исследования Поршнева
показывают самую тесную связь этого института, принадлежащего, по марксистской
терминологии, прежде всего, к надстройке, с классовой борьбой. Ниже в разделе Политические науки об этом будет сказано
подробнее. Здесь лишь упомяну, что, с точки зрения развития феномена суггестии,
церковь в период наибольшего могущества (в феодальном обществе) была одним из
двух (наряду с государством) ключевых инструментов
"институциональной" контрконтрсуггестии, преодолевавшей сопротивление
(контрсуггестию) слову господствующих классов (то есть их суггестии). |
||