Древние Боги
|
||
Пока думали, что речевое
общение – это только кодирование и декодирование информации, управление им
локализовали в участках мозга, управляющих сенсорными и моторными аппаратами
речи. Но теперь мы видим, что к речевым механизмам мозга относятся и те его
структуры, которые, преобразуя речь, превращая ее в задачи, дирижируют всем
поведением, в том числе и прежде всего оттормаживая все не отвечающие задаче
импульсы и мотивы. Мы будем дальше
тщательно, подробно рассматривать этот аспект теории речи и вместе с тем теории
человеческой деятельности. Здесь, предвосхищая дальнейший ход изложения,
достаточно сказать, что вторая сигнальная система – это стимулирование таких
действий индивида, которые не диктуются его собственной сенсорной сферой
-кинестетическим, слуховым, зрительным анализаторами его головного мозга.
Потому вторая сигнальная система и берет свой исток в двигательной сфере
(соответственно в лобных долях), что она прежде всего должна осуществить
торможение этих прямых побуждений и поступков, чтобы возможно было заменять их
поступками, которых не требовала чувствительная сфера индивидуального
организма. Неправильно было бы
полагать, что речевые функции локализованы исключительно в тех
новообразованиях, которые появляются в архитектонике мозга только у Homo
sapiens. Но без них эти функции неосуществимы. Правильно утверждать иное: что
только полный комплект всех структур, имеющихся в мозге Homo sapiens, делает
возможной речевую деятельность. У семейства троглодитид не было этого полного
комплекта. Детерминация их жизнедеятельности лежала на первосигнальном уровне. Глава 3
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ
I. О речевых знаках
Возникновение
человеческой речи – одновременно и "вечная проблема" науки, и
проблема всегда остававшаяся в стороне от науки: на базе лингвистики,
психологии, археологии, этнографии, тем более спекулятивных рассуждений или
догадок, даже не намечалось основательного подступа к этой задаче. Что время для такого
подступа пришло, об этом свидетельствуют участившиеся за последние два
десятилетия и даже за последние годы серьезные попытки зарубежных ученых открыть
биологические основы, мозговые механизмы и физиологические законы генезиса и
осуществления речевой деятельности (Пенфильд и Роберте, Леннеберг, Макнейл,
Кант, Карини, Уошбарн и др.). Но недостаток,
ограничивающий продвижение всех этих научных усилий, состоит в том, что само
явление речи рассматривается как некая константа, без попытки расчленить ее на
разные уровни становления (особенно в филогенезе) и тем самым вне идеи
развития. Между тем, как будет показано в настоящей книге, вопрос не имеет
решения, пока мы не выделим тот низший генетический функциональный этап второй
сигнальной системы, который должен быть прямо выведен из общих биологических и
физиологических основ высшей нервной деятельности. Сейчас для нового этапа
исследования проблемы возникновения человеческой речи существует по меньшей
мере четыре комплекса научных знаний: 1) современное общее языкознание, в
особенности же ответвившаяся от него семиотика – наука о знаках; 2)
психолингвистика (или психология речи) с ее революционизирующим воздействием на
психологическую науку в целом; 3) физиология второй сигнальной системы,
нормальная и патологическая нейропсихология речи; 4) эволюционная морфология
мозга и органов речевой деятельности. Этот перечень не следует понимать в том
смысле, что достаточно было бы свести воедино данные четыре комплекса знаний
для получения готового ответа. Такое их сопоставление всего лишь настоятельно
укажет на недостающие звенья. |
||