Древние Боги
|
||
Е. Н. Соколовым и его
сотрудниками было показано, что анализаторы головного мозга постоянно как бы
"настраиваются" особой регуляцией на восприятие того или иного
раздражителя. В этой настройке участвуют ориентировочный, адаптационный и
оборонительный рефлексы. Так, к функции ориентировочного рефлекса относятся
движения всматривания, вслушивания, принюхивания, ощупывания предмета, движения
мышц рта и языка при вкусовом раздражении и т.д. Сюда же относятся и
вегетативные реакции, как, например, изменение ритма дыхания, а также
секреторные, например повышенное выделение слюны, сосудистые (сужение или расширение
сосудов), кожно-гальванические, электроэнцефалические и другие явления. Отсюда
вытекает вывод, что анализаторы следует рассматривать как систему
афферентно-эфферентную: рецепторы являются вместе с тем и эффекторами, их
состояние и работа изменяются под влиянием сигналов из других отделов нервной
системы. "Восприятие, –
писал С. Л. Рубинштейн, – нормально никогда не бывает чисто пассивным, только
созерцательным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе,
а конкретный живой человек, и в его восприятии... всегда в той или иной мере
сказывается весь человек: его отношение к воспринимаемому, его потребности,
интересы, стремления, желания, чувства". С. Л. Рубинштейн выдвинул
формулу, что внешние причины действуют через внутренние условия. Все советские
психологи сходятся на этом тезисе: внутренние условия, как и познавательные
действия человека, опосредствуют познание внешнего мира. Отражение объективной
реальности осуществляется не мертвенно-зеркально, а как бы ее
"ощупыванием". Так, по В. П. Зинченко, рука усваивает определенную
"стратегию и тактику" ощупывающих движений, с помощью которых
осуществляется последовательный охват контура предмета, выделение его
характерных признаков и т.п. Ряд авторов, в том числе Б.Ф.Ломов, показали, что
и в зрительном восприятии "ощупывающие" движения глаз как бы строят
образ предмета, последовательно снимают слепок, копию с него. Обзор этих
исследований мог бы быть очень обширен. Что же руководит этим
"ощупывающим отражением" мира, этой активностью, определяющей как
ощущение и восприятие, так и запоминание и прочие психические процессы? Иногда
психологи ограничиваются указанием на потребности, устремления, интересы
субъекта. Это указание справедливо, но недостаточно. Потребности – очень важная
категория современной психологии. Однако это – связующее звено на пути к ответу
на вопрос. В психике человека нет ни одного уголка и в низших, как и в высших,
этажах, который не был бы пронизан воздействием его общения с другими людьми. А
канал этого общения, как мы уже много раз подчеркивали, – речевая связь. Без
нее не сформировались бы его установки, отношения, потребности, запросы к
внешнему миру, как и его целенаправленные, преднамеренные действия. Откуда
избирательность, характеризующая всякое человеческое восприятие? Без слова, в
том числе без наименования явлений, немыслима избирательность. Опыты А. Н.
Соколова показали, что если человеку задаются посторонние речевые движения, это
значительно ухудшает выполнение им основной задачи, в частности снижает и объем,
и точность восприятия. Не ясно ли, что тут отвлечена, отсечена часть речевого
механизма, нормально обеспечивающего восприятие? |
||