Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

переживший тяжелые годы

археологических экспедиций и кропотливой работы по изучению древнейшей Шумерской

цивилизации.

Благодаря его работам была восстановлена память о шумерах и определена роль

шумерской культуры в

истории человеческой цивилизации, оставившей нам такое огромное количество

письменных свидетельств,

как ни одна другая древняя культура мира. С помощью книги С. Крамера "История

начинается в Шумере",

представляющей богатый фактический материал, мы ознакомимся со многими сторонами

жизни древнего

Шумера. Чтобы узнать, насколько высокоразвитой была шумерская, а значит и

последовавшие за ней

цивилизации в Междуречье Тигра и Евфрата. Приведем отрывки из книги С. Крамера,

свидетельствующие о

том, какими были школа и образование, медицина и правосудие, сельское хозяйство,

этика и мудрость

древних шумеров.

       Шумерская школа возникла в результате появления письменности, той самой

клинописи,

изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом

Шумера в историю

цивилизации.

       Однако шумерские школы достигли своего расцвета во второй половине III

тысячелетия до н. э.

Обнаружены десятки тысяч глиняных табличек этого периода, и не вызывает

сомнений, что сотни тысяч

       аналогичных текстов покоятся в земле, ожидая будущих исследователей.

Большинство табличек

заполнено административными и хозяйственными записями. По ним можно шаг за шагом

проследить весь

ход экономической жизни древнего Шумера. Из них мы узнаем, что количество

профессиональных писцов в

этот период достигало нескольких тысяч.

       Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто

профессиональными, т. е.

школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной жизни страны,

главным образом для

дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего

существования Шумера. Но по

мере развития сети школ, а также по мере расширения учебных программ школы

постепенно становятся

очагами шумерской культуры и знания. В них формировался тип универсального

"ученого" - специалиста по

всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по богословию, ботанике,

зоологии, минералогии,

географии, математике, грамматике и лингвистике, причем нередко эти ученые

обогащали знания своей

эпохи.

       Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были

своеобразными

литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные

памятники прошлого, но и

создавали новые произведения.

       Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились

писцами при дворцах и

храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная часть

посвящала свою жизнь науке и

преподаванию. Подобно университетским

       профессорам наших дней, многие их этих древних ученых зарабатывали себе

на жизнь

преподавательской деятельностью, посвящая свое свободной время исследованиям и

литературному труду.

       Шумерская школа, первоначально возникшая, как придаток храма, по-

видимому, со временем

отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер.


Предыдущая Следующая