Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

счет Ура. Он победил

правителя Лагаша Намхани и предал его смерти, а затем, опираясь на ^могущество

Панны, царя города",

восстановил границы Ура.

       Теперь наступило время заняться внутренними делами и провести социальные

и этические реформы.

Ур-Намму отстранил обманщиков и взяточников, или, как их называет древний писец,

^вымогателей",

захватывающих быков, овец и ослов граждан. Он учредил справедливую систему мер и

весов. Он позаботился

о том, чтобы "сирота не становился жертвой богача", "вдова - жертвой сильного".

       Хотя соответствующая часть текста на табличке отсутствует, в ней,

очевидно, говорилось о том, что

следующие ниже законы установлены во имя справедливости и ради блага всех

граждан.

       Изложение собственно законов начинается, по-видимому, на оборотной

стороне таблички. Здесь текст

поврежден так сильно, что только запись пяти законов можно восстановить с

большей или меньшей степенью

достоверности. В первом устанавливается "испытание водой" для подсудимых; во

втором идет речь о

возвращении раба хозяину. Три остальных закона, несмотря на всю их запутанность,

необычайно валены для

истории развития общественных отношений и этических норм. Они доказывают, что

более чем за 2000 лет до

н. э. закон "око за око, зуб за зуб", который является одним из основ-

       ных библейских законов и, значит, продолжал существовать в гораздо более

позднее время, уступил

место в Шумере более гуманному праву, заменившему телесные наказания денежными

штрафами.

       Закон и правосудие были основополагающими понятиями для древних шумеров

как в теории, так и на

практике: на них зиждилась вся общественная и экономическая жизнь Шумера. В XIX

в. археологи

обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами:

договоры, соглашения,

завещания, векселя, расписки, судебные постановления. В древнем Шумере ученики

старших групп

посвящали немало времени изучению законов и усердно осваивали трудные и

специфические юридические

формулы, а также переписывали своды законов и судебных решений, которые стали

юридическими

прецедентами.

       Около 1850 г. до н. э. в стране Шумер было совершено убийство. Три

человека: цирюльник, садовник

и еще один мужчина, профессия которого не указывается, - убили храмового

чиновника по имени Лу-

Инанна. По неизвестным причинам преступники затем уведомили Нин-даду, жену

чиновника, о том, что ее

муж убит. Как это ни странно, она предпочла об этом умолчать и ничего не

сообщила властям.

       Однако у правосудия были длинные руки и в те отдаленные времена; во

всяком случае в таком

высокоцивилизованном государстве как Шумер. О преступлении стало известно царю

Ур-Нинурте,

резиденцией которого был город Исин. Он приказал разобраться в этом деле

собранию граждан Ниппура,

которое выполняло функции верховного суда.

       На заседании выступили десять человек, требуя казни обвиняемых. При этом

они утверждали, что

следует казнить не только тех убийц, но и жену убитого. Видимо, они считали,

что, поскольку она предпочла


Предыдущая Следующая
 
 
 
 
   
   

 

 

 
Hosted by uCoz