Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

жаловаться: "Я родился в злосчастный день!"

       Вот люди, вечно ищущие оправдания своим поступкам, хотя все

свидетельствуют против них. О

таких шумеры говорили:

       Не переспав, не забеременеешь, Не поев, не разжиреешь!

       О беспомощных неудачниках шумеры говорили так:

       Брось тебя в воду - вода протухнет, Пусти тебя в сад - все плоды сгниют.

       Как и наших современников, шумеров терзали сомнения - как лучше

распорядиться своим

состоянием. Это нашло отражение в следующем изречении:

       Все равно умрем - давай все растратим! А жить-то еще долго - давай

копить!

       Эта мысль сформулирована и по-иному:

       Может, ранний ячмень уродится - откуда нам знать?

       Может, поздний ячмень уродится - откуда нам знать?

       В Шумере тоже были, конечно, бедняки, не знавшие как свести концы с

концами; про них и сочи-

       нены следующие выразительные, построенные на противопоставлении строки:

       Бедняку лучше умереть, чем жить: Если у него есть хлеб, то нет соли, Если

есть соль, то нет хлеба,

Если есть мясо, то нет ягненка, Если есть ягненок, то нет мяса.

       Беднякам часто приходилось тратить свои скудные сбережения. И шумерская

пословица звучала так:

"Бедняк съедает свое серебро". А когда сбережения кончались, беднякам

приходилось обращаться к древним

предкам современных держателей ломбардов. Отсюда поговорка: "Бедняк занимает -

себе забот наживает".

Она весьма напоминает современную английскую пословицу "money borrowed is soon

sorrowed" ("деньги

занятые - деньги проклятые").

       В целом бедняки Шумера, очевидно, были покорны и смиренны. Нет ни одного

указания на то, что

они сознательно восставали против правящего класса богачей. И тем не менее

сохранилась поговорка, которая,

если только она правильно переведена, свидетельствует о пробуждении начатков

классового сознания: "Не все

семьи бедняков одинаково покорны!"

       Что касается раздражительных, вечно недовольных жен, которые сами не

знают, чего им надо, то они,

подобно своим современницам, уже в те древние времена искали облегчения у всяких

врачевате-лей. Во

всяком случае, на это намекает следующая поговорка (если только перевод

правилен):

       Беспокойная женщина в доме Прибавляет к горю болезнь.

       Нет ничего удивительного, что в Шумере мужчины порой сожалели о столь

опрометчивом шаге, как

женитьба:

       Счастье - в женитьбе, А подумав - в разводе.

       Что касается тещи, то в древности она, видимо, была гораздо более

покладистой, чем в нынешние

времена. Во всяком случае, в шумерских текстах до сих пор не обнаружено ни

одного анекдота о злой теще.

Зато у шумерских снох репутация была, прямо скажем, незавидная. Это видно из

следующей эпиграммы, где

перечисляется все, что благоприятствует мужчине, и наоборот:

       Кувшин в пустыне - жизнь мужчине,

       Обувь - зеница ока мужчины,

       Жена - будущее мужчины,

       Сын - убежище мужчины,

       Дочь - спасение мужчины,

       Но сноха - проклятие для мужчины!


Предыдущая Следующая