Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

говорит: "Быки бога

пахали луковые наделы ишакку; луковые и огуречные наделы ишакку занимали лучшие

земли бога".

       Самые уважаемые служители храма и прежде всего "санга" вынуждены были

отдавать ишакку

большое количество своих ослов, быков и зерна.

       Даже смерть не избавляла горожан от налогов и поборов. Когда покойника

приносили на кладбище

для погребения, там уже ожидали многочисленные чиновники и их прихлебатели,

чтобы выманить у

родственников покойника как можно больше ячменя, хлеба, пива и всевозможных

предметов домашнего

обихода.

       По всей стране, от края до края, с горечью замечает рассказчик, "всюду

были сборщики налогов". Не

удивительно, что при таком положении вещей дворцовая клика благоденствовала.

Земли и владения

правителей сливались в сплошные огромные поместья.

       В таком плачевном положении, рассказывает наш историк, находился Лагаш в

момент прихода

нового богобоязненного правителя Урукагина, который вернул исстрадавшимся

гражданам их права и свобо-

       ду. Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над

крупным и мелким

скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков

серебра, которые взимали

плату за стрижку белых овец. Когда муж разводился с женой, ни ишакку, ни его

визирь не получали ничего.

Когда торговец благовониями составлял благовония для умащений, ни ишакку, ни его

визирь, ни

управляющий не получали ничего. Когда покойника приносили на кладбище, сборщики

получали гораздо

меньшую долю его имущества, иногда значительно меньше половины. Теперь владения

храма стали

неприкосновенными. И по всей стране, от края до края, уверяет рассказчик, "не

осталось ни одного сборщика

налогов". Урукагина "признал свободу граждан Лагаша".

       Кроме того Урукагина очистил город от ростовщиков, воров и убийц.

Например, "если сын бедняка

соорудит рыбный садок, никто не украдет теперь его рыбу". Ни один богатый

чиновник не посмеет больше

врываться в сад "матери бедняка", отрясать деревья и уносить плоды, как было

прежде. Урукагина заключил

особый договор с богом Лагаша Нин-гирсу, чтобы сироты и вдовы не страдали больше

от произвола "сильных

людей".

       Мы не знаем, насколько эффективны были эти реформы, насколько они помогли

Лагашу в его борьбе

за власть с Уммой. К несчастью, эти меры уже не могли вернуть Лагашу былую мощь

и не привели к победе.

Урукагина и его реформы вскоре были забыты. Подобно большинству других

реформаторов он, очевидно,

пришел слишком поздно и успел сделать

       слишком мало. Правление Урукагины продолжалось менее десяти лет, а затем

он и его город были

побеждены честолюбивым правителем Уммы Лугаль-заггиси, который, пусть на

короткий срок, но сумел

подчинить себе весь Шумер и соседние государства, пока не был завоеван воинами

Аккада.

       ГЛАВА 14. ПИРАМИДЫ и БАШНИ

       Казалось бы, что еще неведомо человеку просвещенному о цивилизациях

Египта и Вавилона? Сотни

исследовательских томов и человеческих судеб раскрывают нам их тайны. Тысячи


Предыдущая Следующая
 
 
 
 
   
   

 

 

 
Hosted by uCoz