Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежащей всему

народу, он был местом, куда

стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку. Картина была,

вероятно, необычайно

красочна: вот толпы народа выходят из "Нижнего храма", где перед статуей Мардука

совершалось

жертвоприношение. (Если верить Геродоту, статуя Мардука, а она была из чистого

золота, - весила более

23700 кг). Потом народ поднимался по гигантским ступеням лестницы "Вавилонской

башни" на второй этаж,

расположенный на высоте тридцати метров над землей, а жрецы тем временем спешили

по внутренним

лестницам на третий этаж, откуда проникали потайными ходами в святилище Мардука,

находившееся на

самой вершине башни. Голубовато-лиловым цветом отсвечивали эмалированные

кирпичи, покрывавшие

стены "Верхнего храма". Геродот видел это святилище в 458 году до н. э., то есть

примерно через полтораста

лет после сооружения зиккурата; в ту пору оно еще, несомненно, было в хорошем

состоянии. В отличие от

"Нижнего храма" здесь не было ста-

       туй, здесь вообще ничего не было, если не считать ложа и золоченного

стола. В это святилище народ

не имел доступа - здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог

лицезреть его безнаказанно для

себя.

       Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым

завоевателем, оставившим

город неразрушенным. Его поразили масштабы "Э-темен-анки", и он приказал

соорудить на своей могиле

памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой "Вавилонской башни".

       И все-таки башня была снова разрушена. Ксеркс, персидский царь, оставил

от нее только развалины,

которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский; его тоже поразили

гигантские руины - он

тоже стоял перед ними завороженный. По его приказу десять тысяч человек, а затем

и все его войско на

протяжении двух месяцев убирало мусор; Страбон упоминает в связи с этим о 600000

поденных выплатах.

       На рубеже старой и новой эпохи при парфянском владычестве началось

запустение Вавилона, здания

разрушались. Ко времени владычества Сасанидов (226 - 636 гг. нашей эры) там, где

некогда возвышались

дворцы, остались лишь немногочисленные дома, а ко времени арабского

средневековья, к XII веку, - лишь

отдельные хижины.

       Сегодня здесь видишь пробужденный стараниями Кольдевея Вавилон - руины

зданий, блестящие

фрагменты, остатки своеобразной, единственной в своем роде роскоши. И поневоле

вспоминаются слова

Иеремии: "И поселятся там степные звери с ша-

       калами, и будут жить на ней страусы, и не будет обитаема вовеки и

населяема в роды родов".

       Да, 70 лет порабощения иудеев (историки утверждают, что Навуходоносор

использовал пленных

иудеев на строительных работах в Вавилоне) разрушителями Иерусалима (587 г. до

н. э.) не прошли даром и

нашли себя в библейских проклятиях.

       ГЛАВА 15. СТАТУИ И МИФЫ

       Все, что просвещенное человечество знает о забытых и исчезнувших

цивилизациях получено

благодаря кропотливым раскопкам и изучению объектов архитектурных сооружений,


Предыдущая Следующая
 
 
 
 
   
   

 

 

 
Hosted by uCoz