Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

храма. Предания

утверждают, что когда-то по соседству с этим храмом стояло еще шесть, но они

поглощены волнами...

       Будут ли подтверждены легенды и предания? Обнаружат ли подводные

археологические исследования

новые памятники древнеиндийской культуры? Или, может быть, им посчастливится

найти и следы более

древней цивилизации - протоиндийской? И - кто знает? - быть может на дне

Индийского океана

скрываются следы и еще более древней культуры, предшествовавшей протоиндийской.

       Какова бы ни была причина (или совокупность причин), погубившая

протоиндийскую культуру,

современным историям ясно, что многие достижения этой древнейшей цивилизации

были переняты ее

преемниками воинственными племенами кочевни-ков-ариев, появившихся в Индостане в

середине II

тысячелетия до нашей эры. Стоит назвать хотя бы выращивание пшеницы, ячменя,

гороха, льна, хлопка;

гончарное производство; культивирование финиковой пальмы; создание системы

канализации и принципы

градостроительства; приручение горбатого индийского быка зебу и слона; основы

земледелия и

судостроительства. Вполне естественно, что арии заимствовали у протоиндийцев и в

сфере духовной жизни.

Десятичная система исчисления была изобретена в Индии. Честь открытия

принадлежит про-тоиндийцам, а не

"арийцам", ибо за несколько десятков веков до вторжения племен ариев в Индостан

протоиндийские купцы и

математики пользовались ею. Несомненно, что религия и мифология протоиндийцев

повлияли на религию

завоевателей-ариев.

       Правда, здесь дело обстояло не совсем просто. Первый период истории

"арийской" Индии проходит

под знаком безраздельного господства жрецов-

       брахманов, объявивших себя "живыми богами" и стоявших выше правителей и

самых

могущественных царей. Верования покоренных народов жили тайно. И когда в VI веке

до н. э. в Индии

разразился грандиозный духовный кризис, эти верования выплыли наружу и легли в

основу трех новых

религий - буддизма, индуизма, джайдизма, пришедших на смену прежнему

брахманизму.

       В "Ригведе" перечисляется множество богов, олицетворений стихий ветра,

воды, огня, грозовых туч,

засухи и т. д. Затем ученые-брахманы объявляют верховным божеством Брахму,

создателя всего сущего. В

индуизме Брахма выступает лишь как некое безликое начало, а на первый план

выходят Вишну и Шива.

Причем Шива, особо почитаемый среди дравидов Южной Индии, объявляется "богом,

вселенную всю

поглотившим", "светочем, которого "не смогли познать Брахма и Вишну", "богом

богов", "Первым",

"создателем Вед" (священных книг индуистов), "главой богов бессмертных" и т. д.,

и т. п. Он

противопоставляется всем богам огромного пантеона священных Вед, именуясь

"стоящим одиноко".

       Культ Шивы "впитал в себя" множество древних культов, существовавших у

коренного населения

Индостана до того, как пришли племена кочевников-ари-ев, создателей ведических

гимнов и богов. А

раскопки протоиндийских городов показали правоту поклонников Шивы, считавших


Предыдущая Следующая