Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

верованьях носителей Индской

цивилизации, однако можно утверждать, что были развиты культы богини-матери

(найдены терракотовые

фигурки женщин), животных, деревьев, связанные с тотемистическими

представлениями. Поклонялись

жители также огню и воде. В Калибангане открыты остатки алтарей, а в Мохенджо-

Даро огромный бассейн,

имевший, как полагают ученые, сакральное (священное) значение. Интереснейшим

научным материалом

служат изображения на печатях.

       По ареалу распространения Хараппская цивилизация была одной из самых

крупных на всем древнем

Востоке.

       Она протянулась примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с

севера на юг.

       Исходя из этого, можно полагать, что ранневеди-ческие племена, вступая в

контакт с местным

населением, не могли остаться свободными от влияния здешней более развитой

цивилизации.

       По материалам археологии известно, что харап-панцы расселялись в разных

направлениях -

двигались в Центральную Индию, Декан, на восток, оказывая немалое влияние на

местные культуры.

       Каковы бы ни были причины упадка главных центров Индской цивилизации,

насколько бы

незначительными по охвату ни был ареал непосредственных контактов их жителей с

ранневедийскими

племенами, едва ли можно думать, что к моменту их проникновения хараппанские

поселения полностью

прекратили свое существование, а богатые традиции данной культуры бесследно

исчезли. И если сегодня мы

недостаточно знаем о ней, то это, вероятно, объясняется плохой изученностью

оставленных ею памятников и

невниманием ученых к этому вопросу.

       Поскольку хараппские "надписи" еще не прочитаны, многие собственно

хараппские черты в

древнеиндийской культуре позднейших эпох выявить довольно трудно, но

определенную преемственность

можно отметить и при современном уровне наших знаний.

       Протоиндийские мифологические и космографические представления и

соответствующая им

иконографическая система, правда в измененном виде,

       "влились" в более поздние религиозные учения, прежде всего в индуизм, а

также буддизм и

джайнизм. Об этом мы упоминали в начале главы.

       Но обратим внимание, что на многих протоиндийских печатях воспроизведены

сцены

жертвоприношения богам, священным животным и растениям, связанные с праздничными

и ритуальными

церемониями. Одни жрецы держат в руках ритуальные чаши, иногда они же преклоняют

колени перед

восседающими на троне другим жрецом, правителем или "спустившимся с небес"

божеством. На одной из

печатей изображен алтарь.

       В Калибангане, в южной части цитадели, индийские археологи открыли

платформы из сырцового

кирпича, на которых помещались алтари. Тут же были обнаружены сосуды с остатками

золы и терракотовые

изделия, служившие, видимо, культовым даром божеству. Ритуальное назначение

самих сооружений не

вызывает сомнения. По всей вероятности, здесь совершались не индивидуальные

обряды, а пышные

церемонии с участием жрецов.

       Отправление религиозных обрядов у индоариев в начальный период их

расселения в Индии не было

связано с воздвижением крупных алтарей и храмовых комплексов; последние стали


Предыдущая Следующая