Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

создаваться в пос-

леведийскую эпоху, и особенно в период формирования индуизма, что допустимо

объяснять влиянием

местных доарийских верований.

       Уже давно внимание ученых привлекает изображение на печатях так

называемого рогатого бога,

сидящего на троне или на земле. Своеобразна его поза - ноги как бы прижаты к

телу, пятки сопри-

       касаются - типичная йогическая "асана". На голове божества два рога,

между ними дерево;

окружают его тигр, носорог, слон, зебу. На одной из печатей около головы имеются

два выступа. Хорошо

известно, что в индуизме Шива часто предстает в образе Па-шупати - покровителя

скота, властелина

природы - и воспроизводится трехликим. Поклоняются ему и как предводителю

йогинов. Сходство между

"рогатым богом" и Шивой индуизма настолько значительно, что отрицать всякое

влияние "хараппского

прототипа" вряд ли возможно.

       Согласно утверждению ряда индийских ученых, воздействие хараппской и

вообще доарийской

традиции выразилось и в появлении у индоариев практики изображения богов в

"человеческом образе", а

также всего круга представлений, сопряженных с аскетизмом. У индоариев (и у

индоиранцев), если

основываться на древнейших текстах и данных лингвистики, отсутствовала

аскетическая практика, имевшая,

очевидно, местные корни (йогическая поза Про-то-Шивы - одно из свидетельств

существования подобной

практики в эпоху Хараппы).

       К протоиндийской цивилизации, вероятно, восходят такие, распространенные

позже культы, как

культ матери-богини, особо развившийся в индуизме в виде поклонения верховным

богиням, почитание змей,

священных растений (например, дерева ашваттхи, столь популярного в буддизме) и

животных. Было

высказано предположение, что носорог, очень часто встречающийся на хараппских

печатях, мог быть

прототипом однорогого Вишну-вепря - главного бога вишнуизма. ,

       В первый период своего пребывания в стране ин-доарии не возводили крупных

сооружений (уклад их

жизни был совершенно иным), для Хараппы же монументальная архитектура была

весьма характерна, и,

наверно, строительные приемы, которые использовались при создании городских

поселений в долине Ганга,

вырабатывались не без влияния этих древних традиций. Исследователи полагают, что

Хараппа повлияла и на

сам процесс "вторичной" урбанизации, как бы вновь возродившийся через много

столетий, уже в других

исторических условиях.

       Одна из самых сложных проблем, касающихся истории изучаемой цивилизации,

- проблема ее

"гибели", хотя правильней говорить о запустении главных центров на Инде,

поскольку в других районах ее

поселения существовали еще на протяжении длительного периода. Согласно

традиционной точке зрения, закат

этой культуры был вызван непосредственно "арийским нашествием", приходом в

страну индо-арийских по

языку племен. Однако новые раскопки убедительно показали, что "процесс заката"

растянулся во времени и

протекал по-разному в различных регионах. Не исключено, что несколько факторов

привели к ослаблению


Предыдущая Следующая
 
 
 
 
   
   

 

 

 
Hosted by uCoz