Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

пепел в большие сосуды и

строили над ними храмы.

       У сеньоров древнего рода Коком они отрубали головы, когда они умирали, и,

сварив их, очищали от

мяса; затем отпиливали заднюю половину темени, оставляя переднюю с челюстями и

зубами. У этих половин

черепов заменяли недостающее мясо особой смолой и делали их очень похожими [на

таких], какими они были

[при жизни]. Они держали их вместе со статуями с пеплом и все 'это хоронили в

молельнях своих домов, со

сврими идолами, с очень большим почитанием и благоговением.

       Этот народ всегда верил в бессмертие души больше, чем многие другие

народы. Ибо они верили, что

была после смерти другая жизнь, более хорошая, которой наслаждались души,

отделившись от тела. Эта

будущая жизнь, говорили они, разделяется на хорошую и плохую жизнь, тягостную и

полную отдыха. Плохая

и тягостная, говорили они, для людей порочных; хорошая и приятная для тех, кто

хорошо жил по своему

образу жизни.

       Они верят, что эти жизни, хорошая и плохая, не имеют конца, ибо не имеет

его душа".

       Повествования испанца красочны и, вероятнее всего, правдивы. Но это

взгляд со стороны, и

наверняка, немного свысока. Обратимся ко взглядам и свидетельствам более

объективным.

       Государство майя (рис. 21) насчитывало свыше ста городов, украшенных

великолепными храмами,

дворцами, скульптурами. К сожалению, от майянских рукописей осталось всего три

манускрипта, но до нас

дошло немало надписей и рисунков, повествующих о жизни и истории загадочного

народа и украшавших их

храмы и дворцы.

       Однако, наряду с культурными ценностями майя, режут глаз сцены их

жертвоприношений. Зловещий

колодец Чичен-Ица, куда веками сбрасывали человеческие жертвы и драгоценности,

стал предметом наживы

для авантюристов и кладоискателей. Но это уже другая история. Сегодня же мы

можем только поражаться

мужеству и вере самих жертв, торжественно и добровольно шедших на заклание. Что

это? Низкая культура

или высокая самоорганизация общества? Об этом мы еще напишем.

       

       То, что мы нашли у де Ланда, скорее всего относится к потомкам более

древних майя, завоеванных

племенами ацтеков, пришедших в упадок к нашествию конкистадоров на Юкатане в

первой четверти XVI века

и окончательно уничтоживших культуру майя. Поэтому, чтобы получить представления

о более древней и

развитой цивилизации майя вновь откроем знакомую нам книгу Зенона Косидовского

"Когда Солнце было

Богом". Нет сомнения, что Ко-сидовский, как и Керам, был мастером литературной

обработки исторических

фактов, часто излагаемых учеными точно, но сухо. Итак, начнем с того места, где

де Ланда закончил описание

жертвоприношений в Чичен-Ице, а затем еще дальше уйдем в глубь веков с помощью

прекрасного

интерпретатора исторических хроник 3. Косидовского.

       "В 1855 году двадцатипятилетний американец Эдвард Герберт Томпсон прибыл

в Чичен-Ицу,

величайший и могущественнейший город-государство майя, о котором ходили по всему

свету самые

фантастические легенды.

       Едва забрезжил рассвет, Томпсон вскочил с постели и, выпив несколько


Предыдущая Следующая