Древние Боги

 

 
Предыдущая Следующая

инопланетян. В книге

"Космическая связь" (1973 год) он писал: "Как ни соблазнительна эта и подобные

ей легенды, я пришел к

выводу, что доказать контакт с внеземлянами на основании таких легенд

невозможно. Существуют

удовлетворительные альтернативные объяснения".

       Можно добавить, что согласно мифам, просветители не только спускались с

неба, но и появлялись из

воды, из-под земли, из деревьев, скал, пещер и т. д. Столь же разнообразны и

места, из которых

       приходили легендарные предки людей или в которых обитали боги (а в

мифологии один и тот же

персонаж зачастую объединяет в себе черты божества, первопредка и культурного

героя). Следовательно,

опираясь на мифы, можно с равным успехом доказывать реальность и космической, и

подводной, и

подземной, и какой-нибудь совсем уж немыслимой цивилизации. Иначе говоря - ни

для одного из подобных

предположений мифология не является достоверным подкрепляющим материалом,

поскольку древние люди

представляли себе населенными все части видимого мира, и контакты человека с

обитателями любой области,

тем более относимые к незапамятной древности (когда "все было возможно"),

казались делом вполне

естественным.

       Правда, в древней картине мира его небесная часть все же имела некую

выделенность. Те лее

австралийские мифы, одни из самых архаичных, говорят о "всеобщем отце", живущем

на небе. В ходе

развития мифологии и становления религиозных взглядов отчетливо проявилась

тенденция считать главным

именно небесного бога, а то и помещать на небо весь пантеон. Во многих языках

слова "небо" и "бог" - од-

нокоренные. Почему так? Может быть, в отличие от водных, подземных и прочих

выдуманных духов,

небесные (инопланетные) жители все-таки действительно являлись перед людьми и

оставили по себе самую

яркую, неизгладимую память?

       Критерий "небесного происхождения" не позволяет выделить истинных

космических пришельцев на

фоне вымышленных фигур мифологической истории. Остается еще один признак -

"биологические

       отличия от людей". Но и тут ситуация не внушает оптимизма. Материалом для

"лепки"

фантастических образов служила вся окружающая действительность, поэтому

персонажи мифов, легенд,

сказаний имеют-в самых разных комбинациях - черты человека, животных, иногда

растений, явлений

природы (отсюда, кстати, у многих божеств огненные и громовые атрибуты, которые

в "теории древних

астронавтов" трактуются как память о реактивных кораблях пришельцев). Люди

прошлого верили в богов

крылатых и рыбохвостых, многоруких и трехглазых, в великанов и карликов... Как

узнать среди этого сонма

"биологически несхожих" с нами существ тех, кого мы ищем? Задача почти

неразрешимая.

       В целом суть проблемы очень точно уловил К. Саган, сказавший, что для

того, чтобы какое-нибудь

сообщение легендарно-мифологического оттенка могло считаться свидетельством

палеовизита, "нам нужно от

легенды нечто большее, чем просто рассказ о появлении странного существа,


Предыдущая Следующая