Древние Боги
|
||
"крыльев" - гигантски разросшихся плавников - и расположенного в вертикальной плоскости хвостового плавника (у некоторых скатов - спинных плавников, помещающихся на хвосте). Более того пара брюшных плавников у скатов и "четырехкрылых" летучих рыб весьма напоминает пару меньших крылышек у золотых "самолетиков". Это блестяще продемонстрировал бельгийский исследователь Патрик Феррен, опубликовав фотографию бронзовой фигурки ската, найденной при раскопках в Китае: сверху она очень похожа на некоторые латиноамериканские фигурки. И все же... Хвостовая часть последних не соответствует по форме хвостам летучих рыб и скатов ^- она типично самолетная. А самое главное, на мой взгляд, - это глубокий вырез позади головной части фигурки, совершенно ненужный, необъяснимый с биологической точки зрения, но находящийся именно там, где положено быть кабине самолета... Итак, система признаков объекта лучше объясняется техническими, а не биологическими факторами. Предположений на этот счет высказано уже много. В фигурке, представленной на рис. 26, усматривали модель аэрокосмического самолета с откидывающейся передней частью (А. Янг), грузового^ аппарата разового ис- пользования для посадки на воду (С. Гринвуд), даже модель "субакваплана" - подводного самолета (А. Сэн-дерсон). Возможны, разумеется, и другие конструктивные "прочтения". Оставим их на долю специалистов. Нужно только подчеркнуть: ни технический подход, ни биологический, который отбрасывать все лее рано, не способны дать находкам полноценное объяснение, если при анализе отсутствует еще один подход - искусствоведческий. Каким бы ни был реальный прототип фигурок, перед нами его художественная концепция, выраженная традиционными средствами изобразительного языка, и без поправки на все эти факторы мы не восстановим и сам прототип. Пора бы наконец разобраться и с комплексом древнеиндийских сообщений о летательных аппаратах (виманах). Фантазия практически каждого народа рождала рассказы о полетах людей и богов, но только литература Индии содержит подробнейшие сведения о типах и разновидностях механизмов для полета, об их конструкции и летных характеристиках, о материалах, идущих на их изготовление, о двигателях и топливе для них... Причем эти описания не выглядят проектами летательных аппаратов - наподобие тех проектов, что позднее, примерно с XVII века, начали обильно появляться в Европе. Напротив, вся индийская традиция проникнута непоколебимой уверенностью в реальном существовании виман. Приводятся детали, подкупающие своей реалистичностью. Когда из древнеиндийского источника узнаешь, к примеру, что колеса вимацы оставляли следы на земле - кажется, что такие подробности могли сообщить только люди, видевшие эти аппараты наяву... До последнего времени анализу проблемы мешала некомпетентность большинства писавших о ней и дефицит достоверной информации, ибо тексты на санскрите понятны немногим, а имеющиеся переводы очень фрагментарны. Ситуация начала меняться с выходом в свет монографии санскритолога |
||