Древние Боги

 

 
Предыдущая Главная

мере укрепления власти над окружением на-

       чинается процесс надлома и распада, а не роста. (Феномен империй от Шумер

до Чили).

       Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому,

который усиливаясь,

переходит в распад. Прослеживая по нисходящей путь надломленной цивилизации,

можно вспомнить слова

Гераклита: "Война - мать вещей". Пагубная концентрация всех сил на ведении

братоубийственной войны

порождает психоз, способный воздействовать на различные аспекты жизни общества.

Война может также

стимулировать развитие техники, а значит, способствует углублению наших знаний о

законах материального

мира. Поскольку уровень человеческого процветания обычно оценивают по масштабам

власти и богатства,

часто случается так, что уже познанные главы истории трагического общественного

упадка в обыденном

народном сознании воспринимаются как периоды изумительного взлета и процветания.

Это печальное

заблуждение может продолжаться в течение многих веков. Однако рано или поздно

заблуждение проходит.

Прозрение наступает, когда общество, неизлечимо больное, начинает войну против

самого себя. Эта война

поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать самого

себя.

       Таким образом, усиливающаяся власть над окружением, которой Провидение,

во зло, или во благо,

или просто с иронией, наделяет общество, неизбежно ведет к распаду. А может

быть, это самоубийственное

движение к саморазрушению всего лишь историческая иллюстрация истины: "Возмездие

за грех - смерть".

Тем не менее искать критерий рас-

       пада цивилизации следует не здесь. Ключ к пониманию обнаруживается в

расколе и разногласии,

исходящих из самых глубин социального тела, ибо основной критерий и

фундаментальная причина надломов

цивилизаций - внутренний взрыв, через который общество утрачивает свойство

самоопределения.

       Социальные трещины - следы этого взрыва - бороздят тело надломленного

общества. Существуют

"вертикальные" трещины между территориально разделенными общинами и

"горизонтальные" - внутри

смешанных общин, подразделенных на классы.

       При "вертикальном" тине раскола общество распадается на ряд локальных

государств, что служит

основанием для кровопролитной междоусобной войны. Война эта изматывает общество

до тех пор, пока одной

из противоборствующих сторон не удастся нанести сокрушительный удар противнику и

установить

единоличную власть и твердый порядок. Мы уже видели, сколь огромное место

занимают эти вертикальные

расколы в мировой истории и какое огромное количество межгосударственных войн

они порождают.

Действительно, не менее чем в четырнадцати из шестнадцати случаев известных

надломов цивилизаций

главной их причиной была эскалация междоусобных войн. Следует в то лее время

заметить, что вертикальный

раскол, возможно, не самое характерное проявление разлада, ведущего к надлому

цивилизаций. Ведь так

называемое цивилизованное государство есть не более чем оснащенный высокой

техникой вариант

примитивного племени. И хотя война между государствами цивилизованными

значительно более

разрушительна, чем борьба

       между племенами примитивного общества, в обоих случаях процесс этот

одинаково

самоубийственен".

       Не будем затрагивать "горизонтальный" раскол общества по классовым линиям

(например, борьба

христианской церкви с варварскими обрядами на окраинах Римской империи). Уж

больно глубока и научна

философия истории по Тойнби для нашей книги, но, к сожалению, не всегда.

       ЛИТЕРАТУРА

       Аргуельес Хосе. Фактор майя. Внетехнологичес-кий путь. -ToMCK: Зодиак,

1994. - 240 с.

       Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт истории. /- Л.: Наука, 1991. - 230

с.

       Бонгардт-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука,

религия. - М.: Наука, 1980.

- 333 с.

       Будыко М.И. Путешествие во времени: Сборник эссе. - М.: Наука, 1990. -

288 с.

       Гагнус А. Тайна земных катастроф. И.: Мысль, 1977. - 192 с.

       Горбовский А. "Загадки древнейшей истории". - М.: Знание, 1971. - 78 с.

       Дж. Дайамонд. Как и почему погибла цивилизация острова Пасхи. - Наука и

жизнь, 1996, N 1, с. 48-

52.

       Зубрицкий Ю. Неандертальская цивилизация. - В кн.: "Тайное, забытое,

невероятное..." М.:

Общество по изучению тайн и загадок Земли, Ларге. 1991.

       Керам Курт В. "Боги, гробницы, ученые", М.: Изд. "Наука", 1986. - 255 с.

       Кондратов _А.М. Атлантиды ищите на шельфе. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. -

224 с.

       Кондратов А.М. Атлантика без Атлантиды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1972. -

159 с.

       Кондратов A.M. Тайны трех океанов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1971. - 246 с.

       Косидовский Зенон. Когда Солнце было Богом.

       Крамер Самюэл Н. История начинается в Шумере. - М.: Наука, 1991. - 235 с.

       Кренделев Ф.П., Кондратов A.M. Безмолвные стражи тайн. Загадки острова

Пасхи. Новосибирск:

Наука, СО, 1990. - 184 с.

       С. Н. Лазарев "Диагностика кармы", Кн. I. Система полевой саморегуляции,

С.-Пб.: АО "Сфера",

1993.

       Мифы исчезнувших цивилизаций.'/Сост. В.И.Вар-дугин. - Саратов : Надежда,

1996. - 512 с.

       Морозов Ю.Н. Следы древних астронавтов? - Знак вопроса, М.: Знание, 1991.

- 48 с.

       А.Потупа. Открытие вселенной - прошлое, настоящее и будущее. Минск:

"Юнацтва", 1991. - 558 с.

       Ганс Райхард. Стихийные бедствия. Из серии книг "Что есть что", Изд.

"Слово", copyright, 1984.

       Самариади В.И. Где родился Зороастр? - В сб.: Гипотезы. Прогнозы.

(Будущее науки).

Международный ежегодник, вып. 22. М.: Знание, 1989, с. 253 - 247.

       Стингл Милослав. Таинственная Полинезия. Пер. с чешек. - М.: Наука, 1991.

- 224 с.

       Тамара. Русский астрологический сборник. - Изд. "Белый медведь", 1993. -

96 с.

       Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 736

с.

       Хейнц Хабер. Звезды. Из серии книг "Что есть что", пер. с нем., изд.

"Слово", copyright, 1989.

       Чижевский Л. "Земное эхо солнечных бурь".


Предыдущая Главная
 
 
 
 
   
   

 

 

 
Hosted by uCoz