Древние Боги

 

 
Главная Главная


Строгость линий сохраняется и тогда, когда мастер решается несколько декорировать поверхность предмета - отделывает желобками ствол алебастрового подголовника или покрывает туловище большого остро-донного сосуда, тоже алебастрового, редкими рельефными полосками орнамента, воспроизводящего рисунок плетенки.
Характерно явное стремление мастера придать осмысленное значение декорировке: так, ножки ложа выполнены в форме мощных бычьих ног, стороны и ножки кресла или ложа изображают двух львов, которые тем самым как бы охраняют сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; бусы и подвески воспроизводят цветы и т. д.
Следует учитывать, что художественное ремесло имело большое значение для развития всего искусства Древнего царства в целом.
Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства.
В конце Древнего царства в Египте происходят важные социально-политические перемены. Частые грабительские войны и гигантские непроизводительные строительные работы (сооружение огромных усыпальниц фараонов и пышных гробниц знати) подорвали экономику страны и ослабили царскую власть. Экономические особенности отдельных номов приводили к борьбе между ними и между номовой знатью и фараоном. Измученное тяжелым гнетом трудовое население волновалось, пытаясь найти выход из непосильных условии жизни. Имеются сведения о большом восстании угнетенных социальных низов, подавленном, однако, крупными рабовладельцами. В итоге усложнившейся обстановки Египет во второй половине третьего тысячелетия до н.э. распался на отдельные области.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)
В 21 веке до н.э. началась борьба за новое объединение Египта. Оно было нужно основной массе рабовладельцев, так как способствовало надлежащей организации орошения полей страны: поскольку вся оросительная система Египта питалась от одной реки, только единое государственное управление этой системы могло обеспечить ее успешную эксплуатацию и дальнейшее расширение.
Двадцать первый век был еще полон напряженной борьбы между номами. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей страной, образовали XI династию фараонов. Положение их, однако, было еще сложным: сопротивление со стороны правителей номов Среднего Египта не прекратилось и после их покорения. Эти номы благодаря своему выгодному экономическому и географическому положению получили известную самостоятельность уже в конце Древнего царства и особенно окрепли в период распада государства. Однако первые цари, фиванцы, не сочли еще возможным принять для укрепления своего положения столь решительные меры, к каким прибегли их преемники, перенесшие столицу в центр непокорных номов. При XI династии столицей остаются Фивы, где и стали строиться теперь царские гробницы.


Рис. 21
Усыпальница
Ментухотепа I
в Дейр-эль-Бахри.
Реконструкция.
Оформление этих гробниц представляет собой своеобразный компромисс - сочетание пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (Рис. 21). По древней традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и в 32 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик; посередине портика пологий подъем вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В центре зала возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. Из западной стены зала был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый колонный зал (гипостиль) и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале, а гробница фараона - под колонным залом.
Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником времени XI династии. Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему достигнуть гармонического сочетания двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделявших ярко сверкавшее на солнце желтовато-белое здание храма.

Главная Главная