Древние Боги

 

 
Главная Главная


Культ Осириса, что чрезвычайно существенно, медленно, но верно распространяется с севера на юг. В "Текстах пирамид" Осирис порой явно противопоставляется богу Ра: если последний - светозарное небесное божество, "отец" фараона, то Осирис - хтоническое божество, царь загробного мира. Так, в одном из обращений к умершему царю говорится: "Ты обретаешь свое место на небе между звездами, ибо ты единственная звезда, носитель Ху (Орион? - М. К.), ты взираешь вниз на Осириса, повелевающего блаженными (умершими. - М. С.). Ты же далек от них..." (Руr., § 251). В другом месте говорится о боге солнца: "Он развязывает повязки и удаляет [погребальные] пелены. Так он освободил [умершего царя]... не отдал его Осирису. Ибо не должен он (царь. - М. К.) умереть смертью [смертных], а [должен] пребывать вечно в светозарной стране" (Руr., § 349/50). Здесь ясно говорится об Осирисе как о царе умерших смертных. Но наряду с этим в тех же "Текстах пирамид" в полном противоречии со сказанным выше намечается отождествление умершего царя с Осирисом. Это крайне важный момент в развитии загробных воззрений. Отождествление сначала царя, а потом и всякого умершего с Осирисом, а не с богом Ра, становится лейтмотивом заупокойных текстов. Во времена Среднего царства Осирис приобретает, в представлении египтян, статус общеегипетского бога-царя загробного мира, вытеснив мемфисского Сокара, абидосского Хентиментиу, Анубиса и других локальных богов потустороннего мира, отчасти ставших как бы его помощниками.
В эпоху Среднего царства бурно развивается заупокойная магическая литература в стиле "Текстов пирамид". Прежде всего, это так называемые "Тексты саркофагов", начертанные на стенках каменных и деревянных гробов умерших разного ранга и положения. Это тексты из Саккары, Ассиута, Рифэ, Бени-Хасана, Эль-Берше, Меира и Фив. Они представляют собой богатейший материал для изучения истории представлений египтян о загробной жизни. Многие трудности в разработке этого ценнейшего массива текстов еще не преодолены - не установлены их хронологические и локальные особенности.
Тенденция "Текстов пирамид" гарантировать посмертные привилегии только умершему царю распространяется в "Текстах саркофагов" на всех умерших - каждый покойник отождествляется с царем загробного мира Осирисом и в силу этого обретает вечное, полновластное бытие в загробном мире. "Теперь все люди по смерти делались Осирисами "правогласными", т. е. правильно произносящими магические формулы против загробных опасностей". И все стремились быть погребенными в Абидосе, где якобы был погребен когда-то сам Осирис. "Все теперь стремились лечь на абидосском кладбище у его бога, или, в случае невозможности, совершить сюда по Нилу посмертное путешествие и оставить по себе поминальную доску, а то и целую гробницу". Таким образом, в эпоху Среднего царства повелителем и защитником всякого умершего является уже не бог Ра, как во времена Древнего царства, а Осирис.
Сущность египетской концепции загробной жизни в эпоху Среднего царства состоит в том, что египтянин представляет ее себе как оптимальный вариант земной жизни". Умерший нуждается в жилище (т. е. в гробнице), в еде и питье, в одеянии, в возможности вдыхать "сладостное дуновение северного ветра", в возможности покидать гробницу по своему усмотрению, т. е. жить, как хочет. Яркой иллюстрацией этого является 109-я глава "Книги мертвых", заимствовавшая из "Текстов саркофагов", происходящих из Ассиута, описание египетского рая ("сехет иару" - "поле камыша"), где земледельческий труд человека награждался сказочным урожаем. В главе приводятся слова умершего: "Я знаю поле камыша, ограждающая его стена состоит из руды. Высота нижнеегипетских злаков достигает там пяти локтей, колосья размером в два локтя, стебли - в три локтя; высота эммера - семь локтей: три локтя - колосья и четыре локтя - стебли. Жители востока собирали там урожай - по девять локтей каждый" и т. д. Словом, "поля камыша" - нечто вроде крестьянского рая, и это не случайно. В такой форме нашли отражение реальные социальные сдвиги, которые произошли в египетском обществе: увеличение численности населения, активизация широких масс населения, в основном крестьянского, демократизация заупокойного культа и т. д. Сказочные урожаи "поля камыша" были для египетского крестьянина лучшим вознаграждением в потусторонней жизни за нелегкий земной труд. Однако необходимость физически трудиться в загробном мире пугала умершего. Всемогущая магия и здесь пришла на помощь религии: были изобретены ушебти (иначе шабти и шаубти). Этимология этого слова в точности не установлена. Возможно, "ушебти" - это так называемая нисба, т. е. прилагательное, образованное от среднеегипетского существительного "ушбт" ("ответ"). Таким образом, по смыслу "ушебти" может означать "который отвечает", "ответчик". "Ушебти" назывались маленькие статуэтки людей, обнаруженные в большом количестве в погребениях со времени Среднего царства. Какую роль играли они в представлениях египтян о загробной жизни? Об этом существует литература на русском и иностранных языках. Эти исследования пролили свет на значение "ушебти", однако долго оставалось неясным, кого именно изображают ушебти - самого ли умершего, слуг ли его или рабов. Окончательное и, несомненно, правильное решение вопроса дала Р. И. Рубинштейн. Она доказала, что ушебти - это изображения людей, которые в силу магии могли оживать и производить в загробном мире физические работы, к которым мог оказаться призванным умерший, - по аналогии с земной жизнью. Над ушебти произносились заклинания от имени умершего, поэтому после имени и звания умершего стоит: "говорит он (она)". В подтверждение своего наблюдения Р. И. Рубинштейн ссылается на изречение № 472 из "Текстов саркофагов" (сохранившееся в текстах двух саркофагов времени Среднего царства - саркофага некоего Сети в Лувре и саркофага № 30839 Британского музея): "Изречение, чтобы заставить ушебти работать для владыки своего в загробном царстве. Смотрите на него, вы, боги, духи, покойники, пребывающие на небе и земле. Он овладел силой его, он овладел им... он овладел телом его, созданным для этого по приказу богов.


Главная Главная