Древние Боги

 

 
Главная Главная


Культы египетских божеств, проникших к страны античного мира, естественно, "вжились" в религиозную среду этих стран и приобрели местный колорит, иногда очень отличный от их египетского оригинала. Исследование нового облика египетских божеств и их культа не входит в нашу задачу, ибо это не имеет непосредственного отношения к религии собственно древнего Египта. Настоящая глава преследует более узкую цель. Мы хотим показать, сколь широко было распространено влияние религиозных идей Египта в странах античного мира и насколько популярны были здесь египетские божества.
Проникновение египетских религиозных представлений в средиземноморский бассейн начинается приблизительно с VI в. до н.э., т. е. со времени более или менее тесного соприкосновения Египта с греками. На двух этрусских вазах того времени изображено существо явно египетского происхождения: это человеческая фигура с головой животного (голова, несомненно, воспроизводит голову Анубиса с типичными для него ушами) и с большим ножом в левой руке. Тот факт, что египетское религиозное влияние имело место и на Апеннинском полуострове, доказывается небольшой бронзовой статуэткой богини Уаджет в музее Болоньи (приблизительно того же времени). К сожалению, автор не указывает, где именно был найден этот памятник.
VII век до н.э. - знаменательная веха в истории египетской культуры. Именно в это время, в правление второго фараона XXVI династии Псамтика I (664-610 гг. до н.э.), греками была основана колония на территории Египта, в Дельте, к юго-западу от Саиса. Здесь возник большой город, Навкратис (как бы предшественник Александрии), сыгравший важную роль в сближении египетской и греческой культур. Из Навкратиса в бассейн Средиземноморья устремился поток египетских изделий, в немалой части культовых, а вслед за ними стали просачиваться и египетские религиозные представления. С каждым годом увеличивается число египетских предметов, обнаруженных во время раскопок в странах Европы. Более или менее систематический их учет ведет известный французский египтолог Ж. Леклан в своих ежегодных отчетах.
Египетское влияние сказалось в странах Средиземноморья, а позже и в странах Римской империи, в состав которой помимо самого Египта вошли Балканы, Италия и ряд других стран Западной и Восточной Европы, на которые распространилась власть Рима. Даже далеко не полный перечень библиографических источников свидетельствует о широте диапазона египетского религиозного влияния в странах древнего мира.
Уже в VII в. до н.э. в Греции сложилась орфическая космогония, согласно которой началом мира было яйцо, оплодотворенное ветром. Этот образ, как показал З. Моренц, заимствован из гермопольского варианта египетской космогонической системы. Культы египетских богов встречаются и в материковой, и в островной Греции, например на острове Делос.
Основная струя египетского влияния - распространение культа Исиды. Представление об Исиде явилось серьезным вкладом египетской религии в религии стран античного мира. Культ Исиды проник даже в дохристианскую Германию, его следы обнаружены в Кёльне, Майнце, Аугсбурге и Трире. Тацит (О происхождении германцев и местоположении Германии, 9) сообщает, что свебы почитают Исиду среди своих богов. Комментатор воспринимает это сообщение римского историка с необоснованным скептицизмом. Другие данные, приводимые автором, свидетельствуют о глубоком проникновении египетского влияния на германские земли вплоть до польской Померании (недалеко от берегов Балтики). Вполне понятно, что в Греции, Галлии, на Апеннинском и Иберийском полуостровах, в Британии и т. д. Исида имела местный облик, во многом отличавший ее от Исиды египетской. Но вместе с тем у них было и что-то общее.
От поздних птолемеевских времен и от времени римского господства как в самом Египте, так и вне его сохранились близкие по содержанию и направленности греческие тексты, известные в науке под названием аретологий Исиде - нечто вроде торжественных песнопений, адресованных этой богине, ярко выражающих ее вселенский авторитет и значение, ее милосердие и т. п. Тексты эти свидетельствуют о том, что к тому времени Исида, как великая богиня, уже вышла за рамки египетского божества и стала божеством эллинистического порядка, т. е. универсальным. Вопрос о происхождении аретологий, т. е. конкретно о том, являются ли они переводами с египетских текстов или написаны греками в духе греческой идеологии, конечно, очень интересный, но в конечном счете все же второстепенный. В аретологиях, несомненно, наличествует египетский субстрат ".

Главная Главная