Древние Боги

 

 
Главная Главная


Существовала также богиня родов Месхенет. Она была общеегипетской, но особым почетом пользовалась в Абидосе, где расщеплялась на четыре ипостаси. Изображалась как женщина. Близким к Месхенет божеством, т. е. нередко вместе с ней упоминавшимся (как, впрочем, и с богиней роста и процветания Рененутет), был бог Шаи. Он определял срок человеческой жизни и поэтому приобрел аспект бога судьбы. В противоположность греческим мойрам или римским паркам он был лишь орудием великих богов, в частности бога Тота. Шаи имел антропоморфный вид у. почитался в Шасхотепе (греч. Ипселе, араб. Шутб), расположенном на западном берегу Нила, в 5,5 км к югу от Ассиута. Шаи было не только именем бога, но и означало также предопределение, судьбу, участь.
По представлениям египтян, наряду с великими и малыми богами окружавший их мир населяло множество сверхъестественных существ, которые могли быть полезны или, наоборот, вредны и опасны для человека. К ним относился, например, бог Нехебкау. Он упоминается уже в "Текстах пирамид" (Руr., § 1146). Этот бог мыслился египтянами как большой змей или змей с человеческими ногами. Из совокупности текстов, в которых упоминается Нехебкау, неясно, что именно он представляет собой. В одних случаях он - воплощение самого бога Ра в образе змеи, в других - враг солнечного бога. В некоторых заклинаниях Нехебкау фигурирует и как защитник дома от проникновения в него змей. В Гераклеополе существовал храм Нехебкау и отправлялся его культ.
Следует подчеркнуть, что в египетских религиозных текстах упоминается множество имен "божественных" пресмыкающихся, как благожелательных по отношению к человеку, так и враждебных ему: Нехебкау - один из них. Многие подобные боги, божки или демоны принимали человеческий облик. Среди египтян было широко распространено поверье, что существа, благосклонные к человеку, могут выступать в образе карлика с безобразным лицом и кривыми ногами. В коллекциях египетских древностей разных музеев мира имеются изображения подобных существ, которых египтяне называли одним общим именем - Бес. Так, например, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве хранится ваза с изображенным на ней Бесом. Функция Беса - защитная; он ограждает людей, особенно при рождении, от опасных животных. Бес почитался также как покровитель дома, поэтому изображение этого кривого, бородатого, уродливого существа нередко встречается на предметах домашнего обихода, в частности на кроватях - как украшение и амулет.
Уже ранее упомянутый Ф. Баллод опубликовал специальную монографию, посвященную этому божеству. Дальнейшие исследования показали, что Бес - не отдельное божество, а собирательное название различных, отличающихся друг от друга карликовых божеств, которые начиная с эпохи Нового царства смешиваются, сливаются друг с другом. Бес, - изображенный с ножом, большей частью назывался Аха, т. е, "боец против опасности и зла", Бес танцующий - Хит, или Хати. Карликовые боги нередко изображались вместе с богиней Хатхор. Существовали различные группы Бесов, состоящих из бесчисленных индивидуальных божков. Амулеты Беса были обнаружены при раскопках далеко за пределами Египта, в частности в СССР.
Геродот сообщает (III, 37), что персидский царь Камбиз, покоривший Египет в 525 г. до н.э., посетив в Мемфисе храм бога Пта, которого Геродот отождествляет с греческим Гефестом, издевался над идолом этого божества, походившим на финикийских кабиров, имевших вид карликов. В "родстве" с великим богом Пта находились какие-то карликообразные божества, которых в науке называют патэками; они считались "детьми" Пта. Патэки, как и Бес, имели защитные функции - охраняли от опасных животных. Защитная функция была характерна и для греческих кабиров финикийского происхождения, в Греции они считались великими богами. Напомним, что героями ряда западноевропейских сказаний являются гномы, безобразные карликовые существа, доброжелательные к людям.
Бесы, патэки, кабиры, гномы относятся, по-видимому, к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развития человечества, когда люди населяли землю несметным количеством божков или духов, многие из которых были вредны и опасны для человека. За помощью человек обращался к Бесам и им подобным, ибо "великие боги" не всегда были склонны непосредственно вмешиваться в его обыденную жизнь.
Необходимо сказать еще об одном боге, о котором упоминается в некоторых текстах, и в первую очередь в знаменитой "Повести о Синухе" (В 208), - о боге Семсеру (идентичен с богом Сопду, о котором шла речь выше). Из текстов бог Семсеру попал в словарь Эрмана - Грапова; между тем такого бога не существовало, это не более чем плод неправильного прочтения (а следовательно, и ошибочной интерпретации) самими египтянами и современными учеными древних текстов. Бог Семсеру должен быть окончательно вычеркнут из длинного списка египетских божеств.

Главная Главная