Древние Боги

 

 
Главная Главная


Фараон. Обожествление людей
Роль фараона в египетском обществе, т. е. в реальной, земной жизни, неразрывно связана с его ролью в египетской религии. Эти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга. В научной литературе высказано немало разных точек зрения по этой проблеме. Однако нас прежде всего интересует взгляд самих древних египтян на фараона, на его место в обществе и в религии. Основная и наиболее распространенная в науке до недавнего времени точка зрения почерпнута из египетских текстов и состоит в следующем: египтяне якобы верили, что фараон - это божество и, следовательно, народ Египта - находится под началом не человека, а бога. По этому поводу акад. Б. А. Тураев писал: "В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь - бог"; "Царь - бог при жизни и по смерти... Его божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегося к храмовому культу... Имя его не произносилось всуе...". Однако в последнее время эта точка зрения подверглась пересмотру не без серьезных к тому оснований. В данной главе приводится максимально адекватное изложение египетской концепции о природе власти фараона с привлечением результатов новейших исследований и прежде всего замечательной работы крупного французского египтолога Ж. Позенера. Но прежде чем приступить к этому изложению, необходимо сказать буквально несколько слов о происхождении термина "фараон". Помимо египетских текстов этот термин встречается в Библии как видоизмененная форма устойчивого словосочетания двух египетских слов "пер-аа", что значит "дом великий", служившего, начиная с XVIII династии, для метафорического обозначения того, кто живет в "доме великом", т. е. во дворце. Из Библии "пер-аа" проникло и в европейские языки.
В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Как отметил Б. Тураев, "земной Египет переносил свои условия в мир богов. Эти условия предвечны - боги царствовали, подобно фараонам, имея в лице тоже богов своих визирей и чиновников. И потом бюрократические порядки господствуют в мире богов: эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визиря бога Ра-Тота; сам Ра рисуется настоящим фараоном. Конечно, и это не могло не влиять на развитие генотеистических представлений". Иначе говоря, египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. Произошло это уже во времена объединенного Египта.
Воображаемые небесные порядки, которые были, в представлении людей, лишь отражением реальных земных порядков, легли в основу доказательства божественной природы фараона, правившего простыми смертными, являвшегося их неограниченным и всевластным повелителем. Фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: весь мир, боги и люди были созданы, по доктрине Гелиополя, верховным богом Ра. Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т. е. царем богов и людей, Ра - первый фараон. После него правили другие боги, и вот на престоле мира (мир в данном случае тождествен Египту) появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор - прообраз всех египетских фараонов, а фараоны - его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора, а следовательно, был связан с ним и божественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая и греко-римское время. Эта религиозно-политическая фикция сыграла огромную роль в египетской религии и политике, всемерно способствуя укреплению непререкаемой власти и авторитета фараона. Огромную роль в становлении этой фикции сыграло жречество Гелиополя во времена V династии.
Рассмотрим пятичленную титулатуру фараона в ее традиционной египтологической интерпретации. Первым членом титулатуры было имя фараона как воплощения бога Хора, включавшего в качестве обязательного компонента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии - "Хор, жизнь рождений", Тутмоса III - "Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах" и т. д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения "двух владычиц" - богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождественно имени Хора - "жизнь рождений", у Тутмоса III оно звучало: "Устойчивое явление Ра". Третий член титулатуры состоял из имени фараона как "золотого Хора". У Сенусерта I это было опять "жизнь рождений", у Тутмоса III - "могучий силой, святой коронами". Четвертый член титулатуры начинался словами: "Царь Верхнего и царь Нижнего Египта", затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I - Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III - Мен-Хепер-Ра). Пятым членом титулатуры служило, так сказать, "отчество", которое предварялось словами "сын Ра", затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, - Тутмос-Нефер-Хепер.
Из приведенных примеров двух пятичленных титулатур - фараонов Сенусерта I и Тутмоса III - нетрудно видеть, что титулатура фараона была теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Первый член титулатуры, представляющий фараона как воплощение бога Хора, - древнейший, он налицо в памятниках фараонов I и II династий. Второй член титулатуры отождествляет фараона с "двумя владычицами", т. е. утверждает единую власть фараона над обеими частями Египта: Верхним и Нижним. Причем имеется в виду не просто политическое единство страны, а религиозно-политическое, ибо фараон воплощал богинь. По поводу имени фараона как "золотого Хора" высказывались различные мнения. Не подлежит, однако, сомнению, что это имя какой-то ипостаси бога Хора. И наконец, пятый член титулатуры начинался словами "сын Ра", после которых следовало имя этого сына. Таким образом, из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом.


Главная Главная