Древние Боги
|
||
«Его
теория… в значительной степени является плодом воображения. Хейердал опирался в
основном на свидетельства некоторых испанских священников, явно пытавшихся
ассимилировать туземные верования и ввести их в лоно католической веры. Такие
авторы изображают Кон-Тики в виде бородатого человека в белых одеждах. На самом
деле некоторые описания этого благодетеля, который путешествует по Андам и творит
чудеса, повторяют жизнеописания католических святых». Вряд
ли можно сомневаться в том, что некоторые испанские авторы с самого начала
пытались найти в туземных верованиях черты сходства с христианской верой,
которыми они могли воспользоваться, чтобы сделать христианство более приемлемым
для индейцев Анд. Хронист и летописец Хуан де Сайта Крус предположил, что
Виракоча на самом деле был св. Фомой. Статую
Виракочи можно было видеть в городе Кача, но лишь Сьеза де Леон сообщает о том,
что фигура была бородатой и изображала белого человека. Однако после личного
осмотра статуи он признал, что лишь слепой мог вообразить, будто она имеет
какое-то сходство с одним из апостолов Иисуса Христа. Слабость теории «белых
виракочей» раскрывается самим Сьеза де Леоном: он говорит, что американские
индейцы не называли испанцев виракочами до тех пор, пока завоеватели не
сообщили местным вождям, в чьей поддержке они нуждались, что они являются
посланцами Виракочи и его сыновей. «Чтение
увесистых томов, написанных профессором Познански, позволяло европеизированным
представителям высшего и среднего класса испытать романтическое чувство
национальной гордости, питаемое героизмом, благородством и величием древних, но
без раздражающего неудобства, связанного с необходимостью приписывать эти
достижения прямым предкам индейцев, угнетение которых было основным механизмом,
приводившим в движение экономическую машину современного боливийского общества». |
||