Переворот
в геологическом мышлении, завершившийся в 19б0-е годы, окончательно отвратил
взоры ученых от Атлантиды, которая больше не могла представлять интереса для
серьезного исследования. Репутация самого Платона существенно пострадала за
годы, предшествующие Второй мировой войне. К сожалению, некоторые из его
политических утверждений были позаимствованы национал-социалистской партией
Германии, и в результате многие на Западе (что достойно еще большего сожаления)
объявили Платона врагом демократии. Середина XX века также была очень
консервативным периодом в истории науки. Любые идеи, отдававшие катастрофизмом,
мягко говоря, не приветствовались. В диалогах «Тимей» и «Критий», наших
источниках легенды об Атлантиде, Платон обнародовал свою теорию о периодическом
уничтожении человечества водными и огненными катаклизмами.
Эти сочинения Платона, вместе со многими другими его трудами,
стали мишенью для насмешек.
Тема Атлантиды была отдана на откуп эксцентрикам и фантазерам.
Правда, в 1950– 1960-е годы было одно исключение, когда группа геологов и
археологов попыталась найти «академически приемлемое» решение проблемы
Атлантиды. Полагая маловероятной прямую фальсификацию со стороны Платона, они
выдвинули теорию, первоначально предложенную в 1909 году К. Т. Фростом, молодым
историком античности из Белфастского университета. В то время сэр Артур Эванс
обнаружил в Кноссе, на острове Крит в Эгейском море, огромный дворец,
относящийся к бронзовому веку, и западный мир был поражен его открытиями (см.
«Тесей и Минотавр» в разделе «Легендарная история»). Может быть, спрашивал
Фрост в своем письме, опубликованном в лондонской газете «Тайме», легенда об
Атлантиде была отголоском великой Минойской цивилизации, некогда процветавшей
на Крите?
Этот
остров, с точки зрения египтян, находился далеко на западе, а платоновское
описание ритуального убийства быков правителями Атлантиды хорошо сочеталось с
той ролью, которую играли священные быки в минойской религии. Росписи в египетских
гробницах, изображающие чужеземных гостей в костюмах минойского стиля,
показывают, что египтяне знали об этой цивилизации, а ее внезапное исчезновение
примерно в XIV веке до н. э., по предположению Фроста, могло привести их к
выводу, что «целое царство затонуло в пучине моря».
В любопытной гипотезе Фроста отсутствовали лишь свидетельства
катастрофы достаточно крупного масштаба. Такие свидетельства были предоставлены
в 1939 году греческим археологом Спиридоном Маринатосом. По результатам своих
раскопок минойской виллы в Амнисосе на северном побережье Крита Маринатос
пришел к выводу, что минойская цивилизация была уничтожена извержением на
близлежащем вулканическом острове Тера (Санторин). В Амнисосе были обнаружены
слои пепла и вулканической пемзы, а Маринатос предположил, что стены виллы
обрушились от удара огромной приливной волны, или цунами, вызванной извержением
вулкана. То, что извержение Теры произошло во времена бронзового века, не
подлежало сомнению: в обломках вулканического происхождения уже была обнаружена
керамика минойского периода. В 1950 году Маринатос развил свою теорию. Исходя
из размеров кратера, оставшегося после извержения Теры, он предположил, что
катастрофа была в четыре раза мощнее, чем хорошо известное извержение вулкана
Кракатау в 1883 году. Во время этого извержения высвободилась энергия, равная
100-150 мегатоннам тротилового эквивалента – в 60 000-90 000 раз больше, чем
мощность первых атомных бомб, взорванных в пустыне Невада.
Не оставалось сомнений, что такой грандиозный катаклизм должен
был уничтожить все живое на Крите.
Маринатос встал на позиции Фроста, отождествлявшего Атлантиду
с островом Крит, и предположил, что извержение Теры (которое он датировал XV в.
до н. э.) породило легенду о гибели Атлантиды. В 1967 году, когда он начал
раскопки на острове Тера, то обнаружил настоящие минойские Помпеи. Под толстым
защитным слоем вулканического пепла и тефры открылись улицы, застроенные домами
минойской эпохи. В некоторых домах обнаружили прекрасные цветные фрески и
нетронутую керамику.
Романтический образ этого некогда преуспевающего города,
стертого с лица земли извержением вулкана, вдохновил ряд авторов на создание
научно-популярных книг, где единогласно утверждалось, что Тера была «настоящей
Атлантидой». Дальше всех пошел греческий геолог, профессор Ангелос Галанопулос,
который предоставил подробные аргументы, объясняющие, каким образом Тера и
минойская цивилизация могли послужить источником легенды об Атлантиде. Его
главным доводом было то, что многие элементы первоначальной истории в пересказе
умножались на 10. По словам Галанопулоса, египтяне на самом деле сказали
Солону, что Атлантида погрузилась на дно 900, а не 9000 лет назад. Это
подразумевало XV в. до н. э. (около 600 г. до н. э. + 900 лет) – тот самый период,
когда произошло извержение Теры.
Сходным образом, в изложении Платона огромная равнина,
расположенная за столицей Атлантиды, имела размеры 3000 на 2000 греческих
стадий. Галанопулос уменьшил эти цифры в 10 раз и получил приблизительные
размеры центральной равнины на острове Крит (34 на 23 мили). Что касается
самой столицы, Галанопулос отделил ее от равнины и высказал мнение, что размеры
в описании Платона (без деления на 10) совпадают с размерами острова Тера до
извержения вулкана. Таким образом, несмотря на некоторую непоследовательность,
Галанопулос мог с торжеством объявить, что он решил загадку Атлантиды,
десятикратно уменьшив все размеры в описании Платона.
Разобравшись с датировками и размерами, сторонники «минойской
теории» начали проводить многочисленные параллели между атлантической и
минойской цивилизациями. Почти все археологические находки вписывались (или
могли быть вписаны) в историю Платона об Атлантиде. Казалось, что загадка
Атлантиды наконец получила рациональное, академическое объяснение.
Однако выдерживает ли привлекательная минойская теория
происхождения Атлантиды более тщательную проверку? В конце концов, Платон
описал катастрофу с землетрясением и потопом, а здесь речь идет о вулканическом
извержении. Большинство других параллелей между Атлантидой и минойской
культурой тоже являются обобщенными и неубедительными. К примеру, Платон
утверждал, что защитная кольцевая стена, окружавшая метрополию, была сложена из
красного, белого и черного камня. Это описание сравнивалось с оттенками
вулканических пород, которые можно обнаружить на острове Тера; однако красные,
белые и черные породы можно найти в десятках мест, включая те, где нет
вулканов.
Платон также говорил, что быков, которых приносили в жертву
во время сложного ритуала, ловили без помощи металлических орудий, пользуясь
деревянными дубинками и арканами. Сторонники критской теории указывают не
только на описание минойских игрищ с быками, но и на превосходную серебряную
чашу минойской работы (чаша Вапейо), где изображена ловля быков с помощью сетей
и веревок. Однако культ быка был широко распространен в древнем
Средиземноморье, начиная по меньшей мере с 6000 лет до н. э., и по
распространенному обычаю, всех жертвенных животных ловили без помощи оружия,
которое могло ранить их: лишь совершенно здоровые животные годились в жертву
богам.