Высказывалось
мнение, что под очертаниями нынешней сельской местности вокруг Гластонбери в
графстве Сомерсет натренированный взгляд может различить очертания колоссального
комплекса из гигантских фигур, похожих на фигурные курганы в Северной Америке.
Эти фигуры, образующие «звездный храм», якобы представляют собой первобытную
разновидность Зодиака.
Если существование Сомерсетского зодиака – весьма спорный вопрос,
то гигантские ландшафтные картины в Британии каждый может увидеть собственными
глазами. В Южной Англии есть таинственные меловые фигуры огромного роста. Их
«рисовали» на склонах холмов, снимая слой зеленого дерна, чтобы открыть
подстилающие меловые отложения белого цвета. Такие рисунки вскоре вновь
зарастали травой, поэтому для того, чтобы фигура оставалась ясно различимой,
нужно время от времени отчищать мел до белизны. Известно, что в прошлом
существовало значительное количество меловых рисунков, но лишь немногие из них
сохранились до наших дней, в любом случае, сохранение нескольких меловых фигур,
которые считаются доисторическими, указывает на замечательное постоянство
местных обычаев, существующих, возможно, уже тысячи лет.
Из существующих меловых фигур наиболее известны Белая Лошадь
в Аффингтоне в графстве Беркшир, Гигант из Сорн Эббес в Дорсете и Длинный
Человек из Уилмингтона в Суссексе. Белая Лошадь расположена на склоне холма,
обращенном к широкой долине; если стоять у подножия, ее можно видеть лишь
вскользь. Для того чтобы рассмотреть фигуру целиком, наблюдатель должен
находиться на расстоянии нескольких миль. Длина Белой Лошади достигает 360 футов при высоте 130 футов, хотя точная
форма рисунка вызывала определенные споры. Исследователи XIX века расходятся в
описаниях, изображая Белую Лошадь либо в виде истощенного животного, либо с
округлым туловищем. В любом случае, наиболее характерными особенностями фигуры
являются драконоподобная голова с клювом (две линии, выходящие изо рта) и ноги,
отделенные от туловища.
Наиболее
ранние сведения о Белой Лошади из Аффингтона содержатся в монастырской
летописи, составленной до 1100 года н. э., где говорится о монахе,
унаследовавшем участок земли рядом с «Холмом Белой Лошади». В течение долгого
времени считалось, что фигура Белой Лошади была создана лишь за 200 лет до
первого упоминания о ней, в память о победе короля Альфреда Великого,
саксонского правителя, освободившего южную Англию от захватчиков-викингов в
конце IX века н. э. Но в 1931 году археолог Стюарт Пигготт выдвинул хорошо
обоснованные аргументы в пользу датировки Белой Лошади последним веком до н. э.
(или первым веком н. э.). Его доводы были основаны на сходстве между Белой
Лошадью из Аффингтона и лошадями, изображенными на монетах и чеканных
украшениях на бронзовых ковшах той эпохи.
Интерпретация Пигготта одержала верх, и практически все споры
о датировке Белой Лошади прекратились. Впрочем, по мнению некоторых археологов,
близкое соседство с земляными укреплениями железного века, датируемыми 650
годом до н. э., позволяет предположить, что изображение лошади было вырезано в
качестве племенного символа.
В 1990-х годах новая работа, выполненная оксфордскими
археологами Дэвидом Майлсом и Саймоном Палмером, привела к решающему прорыву.
Для испытания нового метода были проложены канавы, выкопанные в меловых
отложениях прямо по очертаниям Белой Лошади. Оптический метод позволяет
определить, когда захороненный слой почвы в последний раз подвергался прямому
воздействию солнечных лучей. Полученные датировки варьировали в пределах от
1400 до 600 года до н. э., поэтому теперь Белая Лошадь из Аффингтона предстает
как реликт бронзового или раннего железного века. Вероятно, это самое древнее
свидетельство развития племенной символики в Британии.
Гигант из Сорн Эббеса в графстве Дорсет, несомненно, мог бы
представлять собой могучее племенное божество. При росте 180 футов и ширине
туловища 40 футов,
он держит в правой руке дубинку длиной более 100 футов и имеет пенис
длиной 25 футов
(хотя, возможно, сейчас он выглядит гораздо внушительнее, чем раньше, так как
современный вариант начертания включает его пупок). Этот знаменитый великан
определенно старше 1694 года, так как в счетах сельской церкви за этот год
значится выплата «за ремонт Гиганта – 3 шиллинга 0 пенсов». К сожалению,
существуют серьезные сомнения в истинной древности Гиганта – самой забавной из
английских меловых фигур, превратившейся в постоянный источник раздражения для
местных святош. Хотя Пигготт утверждал, что Гигант изображает античного героя
Геракла и был создан в период римского владычества, есть основания полагать,
что на самом деле он появился гораздо позднее. Первым, кто предложил датировку
и объяснение фигуры в Сорн Эббесе, был Джон Хатчинс, издавший «Историю
древностей графства Дорсет» в 1774 году. Хатчинс утверждал, что фигура была
вырезана для забавы в середине XVII века. Такая датировка не исключена; многие
историки полагают, что обнаженные фигуры на склонах холмов появились именно в
эту эпоху политического брожения, когда монархия была низвергнута, а страну
раздирали гражданские войны. Другим веским аргументом в пользу более поздней
датировки является полное отсутствие упоминаний об этом рисунке в ранних
хрониках. Однако другие фигуры на склонах холмов, такие, как Белая Лошадь, чья
древность никем не оспаривается, тоже не упоминаются в большинстве хроник,
поэтому вопрос о Гиганте из Сорн Эббеса нельзя считать закрытым.