Понятие
«земных энергий» оставалось весьма неопределенным до тех пор, пока некоторые
исследователи не решили провести практические опыты. В середине 1970-х годов
Фрэнсис Хитчинг, популярный писатель, интересующийся доисторическими тайнами,
устроил эксперимент с целью подтвердить или опровергнуть высказывания о
мегалитических монументах, сделанные Биллом Льюисом, валлийским фермером,
который считался одним из лучших лозоходцев в Британии. По словам Льюиса, он
мог определить потоки энергии, движущиеся по спиральным маршрутам вверх и вниз
под стоячими камнями. С учетом того обстоятельства, что спиральные узоры
встречаются в творчестве большинства доисторических культур, эксперимент мог
пролить свет на многие, казалось бы, неразрешимые вопросы. Хитчинг связался с
Джоном Тейлором, профессором математики из Королевского колледжа в Лондоне,
который в то время интересовался возможностью связи между паранормальными
способностями (такими, как сгибание ложек взглядом) и электромагнитными силами.
Тейлор возглавил проект и пригласил в качестве независимого
консультанта физика Эдуардо Балановски. Вооружившись портативным магнитометром,
Балановски отправился вместе с Хитчингом для исследования отдельно стоящего
камня в Ллангинайдре (Уэльс) неподалеку от дома Льюиса. То, что они обнаружили,
поразило их. Льюис отметил мелом места, где он чувствовал воздействие потоков
энергии как покалывание в кончиках пальцев. Настроив свой прибор для измерения
местной фоновой энергии, Балановски провел измерения на поверхности камня. В
точках, отмеченных Льюисом, он обнаружил магнитные аномалии. Стрелка магнитометра
отклонялась гораздо дальше, чем «несколько тысячных или сотых Гаусса,
составлявших естественный магнитный фон местности». Это произвело глубокое
впечатление на физика:
«Все
было очень просто: лозоходец рассказал нам об этом, мы отправились на место и
обнаружили нечто, поддающееся измерению. Возможно, причина аномалий содержится
в самой структуре камня или в его геологической истории. С другой стороны, они
могут быть вызваны каким-то явлением, которого мы еще не понимаем».
Вскоре
после этого Тейлор присоединился к Балановски, и они повторили эксперимент с
таким же успехом (на этот раз Хитчинг снимал происходящее на видеопленку).
Эта многообещающая, хотя и не общепринятая линия исследований
была продолжена в 1980-е годы под эгидой проекта «Дракон», в котором
участвовала группа заинтересованных ученых, лозоходцев и энтузиастов
исследования паранормальных явлений под общим руководством Пола Деверо,
издателя журнала «Лей хантер». Участники проекта в течение ряда лет проводили
полевые работы в Англии, занимаясь поисками аномалий (электромагнитных и
радиоактивных) в окрестностях доисторических монументов и составлением каталога
фольклорных и анекдотических свидетельств о «силе» древних стоячих камней,
якобы обладающей целительными свойствами. Увы, все их усилия оказались
бесплодными. Золотое правило научного тестирования заключается в повторяемости
экспериментов. Отчасти из-за недостатка финансирования и отсутствия строгой
научной организации, результаты работ, проведенных в рамках проекта «Дракон», были
разрозненными и недостоверными. Потенциально интересные измерения не были
воспроизведены с использованием другого оборудования или контрольных устройств.
Проверки показателей фоновой радиоактивности и магнетизма были небрежными либо
вовсе не проводились, и можно с полным основанием сказать, что книга «Места
силы», опубликованная Деверо в 1990 году, не содержит ни одного примера,
который мог бы убедить скептиков. Не было достигнуто ни одного результата,
превосходящего первоначальные эксперименты Хитчинга-Тейлора в Ллангинайдре, и
даже эти эксперименты не были воспроизведены должным образом. Все, чего смог
добиться Пол Деверо, – это комментарий от профессора Тейлора, что
результаты новых тестов в Ллангинайдре «оказались немного противоречивыми».
Некоторые любопытные результаты, полученные при исследовании
доисторических мегалитов, могут иметь важное значение, хотя и по совершенно
иной причине, чем полагали энтузиасты «земных мистерий». Многие виды горных
пород и минералов, которыми пользовались древние строители, обладают необычными
свойствами. Гранит с крупными включениями кварца часто служил строительным
материалом – возможно, из-за блеска и оттенков цвета, от белого до розового,
который кристаллы кварца придают этому в общем-то невыразительному камню. Как
известно, кварц обладает пьезоэлектрическими характеристиками.
(Пьезоэлектрические зажигалки работают по принципу давления на миниатюрный
кристалл кварца, «выстреливающий» поток электронов.) Поэтому, наверное, не
удивительно, что при исследовании некоторых стоячих камней могут быть получены
«аномальные» показания электромагнитной активности. Но как высоко древние люди
ценили пьезоэлектрические свойства кварца и было ли им вообще известно об этом
– совсем другой вопрос.
При отсутствии серьезных экспериментов и научных публикаций
интерес к исследованию «аномальных энергий» в районах доисторических монументов
тихо угас за последние десять лет. Вместе с ним постепенно пропало желание
объединять группы древних монументов линиями таинственных энергий. К 1990 году
даже лозоходец Том Грейвс, который за двадцать лет до этого был одним из
главных энтузиастов связи между леями и земными энергиями, начал осторожно
дистанцироваться от этой темы. К сожалению, лозоходство представляет собой
интуитивный навык, не поддающийся научному тестированию и повторению в
лабораторных условиях (см. «Вступление» к разделу «Археология и
сверхъестественное»). Из многочисленных диаграмм и рисунков подземных потоков,
якобы обнаруженных лозоходцами под Стоунхенджем и другими монументами, нет двух
более или менее совпадающих версий.
Идея о таинственных земных энергиях так и не смогла объяснить
причины непонятной тяги древних строителей к изменению ландшафта и созданию
огромных узоров на местности. На самом деле это всего лишь попытка объяснить
одно неизвестное другим.
Но если движущей силой было не что-то, находящееся в земле,
то, может быть, стоит поискать наверху? Не пытались ли древние зеркально
отразить рисунок небосвода, создавая огромные фигуры или модели звезд и
созвездий (см. «Мистерия Ориона» в разделе «Глядя в небо»)? Именно об этом
говорят сторонники теории «Сомерсетского зодиака», а линии на плато Наска часто
интерпретируются как гигантская схема звездного неба. Эти и другие теории
остаются весьма противоречивыми, если не сказать больше, однако сама
возможность того, что древние пытались осуществить подобные грандиозные
замыслы, безусловно, заслуживает внимания. Так много монументов было разрушено
природными катаклизмами или руками человека, что теперь нам трудно установить
какие-либо закономерности в их расположении. Мы все еще очень мало знаем о
побуждениях, двигавших строителями древних земляных структур и мегалитов,
поэтому нужно продолжать поиски, даже если некоторые линии исследования
приводят к странным и неожиданным результатам.