Большая
часть теорий об Атлантиде изобреталась любителями-энтузиастами. Их метод
заключался в отборе нескольких якобы сходных характеристик культуры, археологии
или географии данного региона, наращивании этого костяка вымышленными
подробностями и, наконец, объявлении об открытии «настоящей» Атлантиды. Такая
методология привела к многочисленным открытиям. На сегодняшний день Атлантида
была «обнаружена» в Северной Америке, на Цейлоне, в Палестине, Монголии, Карфагене,
Испании, на Мальте, в центральной Франции, Нигерии, Бразилии, Перу и горах
Кавказа, в Марокко, пустыне Сахара, Арктике, Антарктике, Голландии, восточной
Пруссии, в Балтийском море, Гренландии, на юге Тихого океана, в Мексике, Иране,
Ираке, в Крыму, в Вест-Индии, в Швеции, на Британских островах и, конечно же, в
Эгейском море. Ни одна из этих догадок – за возможным исключением минойской
теории – не обращается к вопросу, каким образом Платон мог обладать
достоверными сведениями обо всех вышеперечисленных местах. Они просто опираются
на идею о том, что Платон так или иначе говорил правду. По другую сторону от
«верующих» находятся скептики, которые считают поиски Атлантиды тщетным
занятием и называют Платона фантазером.
Единственный реальный способ выйти из этого тупика –
отказаться от надежды найти «настоящую» Атлантиду и сосредоточиться на главном
вопросе: можем ли мы определить источник описания Платона?
Хотя Платон всегда вносил частицу своего видения в
традиционные материалы, которыми он пользовался, никто так и не смог доказать,
что он виновен в прямой фальсификации. Если исходить из принципа презумпции
невиновности, лучше будет исследовать «линию Солона», через которого Платон
узнал подробности истории об Атлантиде. Однако не ошибался ли Платон в своем
предположении, что Солон первоначально узнал эту историю от египетских жрецов?
Корень проблемы заключается в достоверности египетского
происхождения легенды об Атлантиде. Древние египтяне имели крайне смутное
представление об иностранцах, поэтому идея о том, что они сохранили подробное
описание истории двух далеких цивилизаций – Атлантиды и древних Афин – мягко
говоря, кажется неправдоподобной. (Единственные древнеегипетские описания
иностранных государств относятся к ближайшим соседям Египта, с которыми он имел
прямые политические и торговые контакты. Не стоит также забывать, что
чистокровные египтяне считали чужеземцев «низшей» расой.) Еще труднее
предположить, что египтяне, гордившиеся своей культурой и называвшие ее самой
древней в мире, с готовностью согласились рассказать о цивилизации Атлантиды,
которая была значительно древнее и, следовательно, превосходила их собственную.
Кроме того, как египтяне могли хранить записи о событиях, которые,
предположительно, имели место за тысячу лет до возникновения их собственной
культуры?
Роль Афин в легенде об Атлантиде представляется еще более
запутанной. Предполагалось, что древние афиняне отразили вторжение атлантов;
однако афинское общество, по всеобщему убеждению, сформировалось гораздо позже,
чем древнеегипетское. В III тысячелетии до н. э.. в эпоху строителей пирамид,
область Афин в Аттике была населена, но на уровне простых крестьянских
хозяйств. Город Афины появился не ранее XIV века до н. э. У нас нет абсолютно
никаких свидетельств того, что «великая афинская цивилизация» могла
существовать гораздо раньше. Мы можем как угодно вертеть элементы под названием
«Египет», «Афины» и «Атлантида», словно в кубике Рубика, но датировки все равно
не складываются в более или менее стройную картину. Пока мы признаем роль
египетских жрецов в передаче легенды об Атлантиде, все остается бессмысленным.
С другой стороны, может быть, Платон был прав, считая, что
Солон узнал легенду во время одного из своих путешествий, но ошибся в своем
предположении, что это произошло во время его знаменитого визита в Египет?
Солон путешествовал в разные места, в частности, в Лидийское царство на
побережье Анатолии (нынешняя Турция). Там – при дворе царя Креза (правил с 560
по 547 г.
до н. э.), вошедшего в поговорку благодаря своему огромному богатству, но тем
не менее существовавшего на самом деле, – Солон, по преданию, обменивался
историями не только с царем, но и с самим великим баснописцем Эзопом.
Именно в Анатолию тянутся многие другие нити, начиная с
Атласа, знаменитого титана из греческих мифов, который поддерживал небосвод. По
словам Платона, Атлас был первым царем Атлантиды, названной в его честь. Таким
образом он является ключевым мифологическим персонажем истории об Атлантиде и
лучше всего может подсказать нам ее происхождение. Греки верили, что когда
Титаны, старшая раса богов, были свергнуты Зевсом и олимпийскими божествами, их
предводитель Атлас отправился в ссылку на западный край мира, где он должен был
целую вечность держать на своих плечах огромный вес небосвода. В конце концов
он превратился в гору (горы Атлас в Марокко), а также дал свое имя
Атлантическому океану.
Однако до своего изгнания Атлас и его родственники имели
владения гораздо дальше на востоке. Дочери Атласа были прародительницами
нескольких царских династий, наиболее значительной из которых была троянская, в
северо-западной Анатолии, в то время как другие правили островом Лесбос
неподалеку от эгейского побережья Анатолии. Считалось, что сестра Атласа
основала города в Киликии (юго-западная Анатолия), а его матерью была нимфа
Азия, чье имя теперь носит весь огромный материк к востоку от Средиземноморья.
В римские времена оно обозначало только Анатолию (Малая Азия), а до этого было
термином, обозначавшим небольшую прибрежную область в Лидии.
Многочисленные упоминания Анатолии в мифах об Атласе
позволяют предположить, что греки познакомились с идеей о поддерживающем небо
великане именно в этой части Средиземноморья (по сравнению, хотя история Крита
насыщена мифологическими ассоциациями, ни одна из них не связана с Атласом –
это еще одна слабость минойской теории). Изображение фигур атлантов в том виде,
который знаком нам по более современным статуям, встречается в Анатолии с XV
века до н. э., за тысячу лет до самых ранних греческих изображений. Они
происходят в основном от великой цивилизации хеттов, чья империя правила в
центральной Анатолии во II тысячелетии до н. э. В различных произведениях
искусства – от скульптур до каменных печатей – изображается человеческая фигура
с поднятыми руками, поддерживающая небосвод. В одном хеттском тексте есть
описание великана Убеллури, чьи ноги стояли в подземном мире, а плечи
поддерживали землю и небо. Когда древние греки говорят, что род Атласа
происходит из Анатолии, у нас есть все основания верить им.