Профессор
Эйвени старался осмыслить значение линий на плато Наска в более широком
контексте культурной традиции коренных народов Южной Америки. Длинные прямые
линии встречаются не только в высокогорьях Перу, но и в ряде других стран этого
континента. Наибольший интерес представляют боливийские линии, открытые
французским антропологом Альфредом Метро. Поднявшись на высоту 12 000 м над уровнем моря,
он достиг отдаленной горной деревни Чипайя. Религия местных индейцев аймара
представляла собой любопытное сочетание языческого культа с элементами
христианской веры. В окрестностях Чипайи было много семейных часовен и гробниц,
где по-прежнему совершались жертвоподношения. Все указывало на то, что места
расположения этих часовен и гробниц считались священными задолго до того, как
здесь появилось христианство.
Альфред Метро обнаружил, что одна группа часовен была
расположена в центре целой сети горных дорог.
«Дороги
шириной 5-6 метров
шли по прямой линии в различных направлениях. Судя по всему, никто уже давно не
пользовался этими превосходно сохранившимися маршрутами. Мне так и не удалось
пройти по ним до конца… а индейцы не желали делиться информацией об их
предназначении. Священник из Гуаякиля, с которым я беседовал, сказал мне, что
они служили для „суеверных“ целей и что он ничего не хочет знать о культах и
языческих обрядах, тайно совершаемых в этих местах».
Связь
с линиями на плато Наска очевидна.
В своих исследованиях Эйвени исходил из предпосылки, что
линии на плато Наска «безусловно предназначались для того, чтобы по ним
ходили». Это возвращает нас к ранним рассуждениям Торибио Меджии,
предположившего, что прямые линии были некой разновидностью религиозных дорог.
В инкских записях, которые не рассматривались предыдущими исследователями,
говорится о линиях, расходящихся от крупных центров и предназначенных для
ходьбы по ним. Археологи из Колгейтского университета насчитали 762 прямых
линии, которые соединялись в 62 центрах: природных Колмах или искусственных
курганах, часто с кучами камней на вершине.
Поскольку линии были узкими, то любая группа людей,
движущихся по ним, неизбежно имела бы вид церемониальной процессии. Это
свидетельствует о неких религиозных обрядах и может быть связано с тем фактом,
что ряд линий указывает на старинный религиозный центр Кахаучи.
Но можно ли применить идею о культовых шествиях по линиям к
другим рисункам на плато Наска? Некоторые археологи твердо уверены, что это
так. Во время телепрограммы Би-би-си в 1979 году, когда перуанского археолога
Дэвида Брауни спросили, что он думает о предназначении больших расчищенных
участков, он ответил, что они могли быть местами для сбора организованных
групп, шествующих вверх и вниз по линиям:
«Я
почти уверен, что речь идет о религиозных процессиях. Фактически, я обнаружил
на южном кургане этого трапецоида два маленьких фрагмента глиняной свирели,
характерной для культуры Наска. В Национальном музее есть образец замечательной
росписи, на которой изображена торжественная процессия со свирелями. Поэтому я
убежден, что если бы мы могли перенестись в прошлое, то обязательно увидели бы
ритуальные шествия, сопровождаемые звуками свирелей, флейт и барабанов».