Как
бы то ни было, свидетельство с римской стороны об исходе битвы при Каррахе
допускает возможность того, что воины, выполнявшие построение в виде «рыбьей
чешуи» в 36 году до н. э., действительно были римскими легионерами. Что же
произошло с ними после сражения с армией Чэнь Тана? Можем ли мы проследить их
путь еще дальше?
Римляне в Китае
В
китайских хрониках утверждается, что после битвы с Чжи Чжи 145 вражеских солдат
были захвачены в бою, а еще 1000 сдалась в плен. Затем пленники были
распределены в качестве рабов среди различных союзных правителей,
предоставивших свои силы для экспедиции. Дабе отметил, что число 145 любопытным
образом соответствует количеству («около 200») солдат, выполнявших построение
наподобие «рыбьей чешуи», и выдвинул предположение, что среди пленников могло
быть много римлян.
В любом случае резонно предположить, что римляне не были
истреблены поголовно; они представляли собой некий курьез и таким образом
являлись ценным товаром. Их могли угнать дальше на восток как рабов или
наемников в одно из государств китайского Туркестана, предоставившего свои
войска для экспедиции Чэнь Тана. Закончив свое исследование в 1941 году, Дабе
задался вопросом: мог ли кто-нибудь из них достигнуть Китая? Но впоследствии он
пришел к выводу, что «такое событие представляется маловероятным».
Несколько лет спустя Дабе вернулся к этой теме; на этот раз в
его распоряжение попали сведения, что легионеры в конце концов действительно
оказались в Китае. Вместе со сведениями о заключительном этапе путешествия,
предпринятого римлянами против своей воли, он вроде бы подтверждает историю в
целом. В китайской переписи населения, происходившей примерно в 5 г. н. э., среди городов
провинции Каньсу в северо-западном Китае числится место под названием Ли Чань
(или Ли Кань). Это название совпадает с китайским наименованием для
греко-римского мира. Почему китайский город получил такое необычное название?
Тайна лишь усугубляется переменой, произошедшей в 9 г. н. э., когда император Вэн
Ман издал указ, согласно которому все названия городов должны были
«соответствовать действительности». Таким образом Ли Чань был переименован в
Чэн Лю, что может означать «потомки пленников» или «пленники, захваченные при
штурме». Единственный буквальный вывод, который можно извлечь из
названия, – город был населен людьми откуда-то из Римской империи,
захваченными в плен при штурме другого города. Здесь, по-видимому, теряются
последние следы римских солдат, крошечного остатка легионов Красса, которые
против своей воли пересекли полмира (если население города не претерпело
значительных изменений за последние две тысячи лет, анализ ДНК когда-нибудь
может предоставить последний фрагмент для завершения этой головоломки).
С этим китайским городом, названным в честь римских
пленников, заканчивается история о пропавших легионерах – но это был не
последний контакт между Китаем и Римской империей. Торговля постепенно начинала
сближать эти две отдаленные друг от друга цивилизации. По-видимому, сначала
между ними не было прямых контактов; римляне познакомились с китайцами, которых
они знали под названием «сины», благодаря китайским продуктам, доставляемым в
Средиземноморье по караванным маршрутам через Центральную Азию и Парфию. Шелк,
разумеется, больше всего интересовал римлян. Очевидно, не подозревавший о
существовании шелковичных червей поэт Вергилий (I в. до н. э.) с изумлением
пишет о «тонкой шерсти, которую сины сплетают с листьев деревьев».