Вообще-то
города не могут «уходить под землю» в буквальном смысле слова, как писали
античные авторы. Однако во время сильных землетрясений пласты почвы могут
проскальзывать по водоносным слоям и уходить под воду, если рядом есть водоем
достаточно большого размера. Во время Ново-Мадридского землетрясения в 1811 году
огромный участок земли на северо-востоке штата Теннесси опустился на десятки
футов и был залит водой, в результате чего возникло озеро Рилфут длиной 9 миль и шириной около 2 миль. Участки суши,
примыкающие к горам, особенно подвержены таким сдвигам-, дополнительная угроза
исходит от оползней и горных лавин. В 1970 году перуанские города Юнгей и
Ранрахирка вместе с десятками тысяч жителей всего лишь за четыре минуты были
полностью погребены под обломками оползня, сошедшего со склонов горы Хуаскаран
во время землетрясения. Итак, судьба города Танталиса у подножия горы Сипила,
описанная античными авторами, выглядит вполне правдоподобно. Остается лишь
надеяться, что будущие раскопки позволят определить, был ли этот город
бронзового века, подобно легендарной Атлантиде, действительно разрушен
землетрясением и погребен под толщей воды.
СОДОМ И ГОМОРРА
***
Библейскую
историю о Содоме и Гоморре, набившую оскомину благодаря усилиям говорливых
проповедников, жаждущих предостеречь нечестивцев и пробудить в людях страх
божий, легко принять за вымысел. История о двух городах, уничтоженных «огнем и
серой» за греховное поведение их обитателей, выглядит слишком надуманной.
Однако археологические свидетельства не только доказывают факт существования
этих городов, но, возможно, даже подтверждают библейскую историю об их ужасной
гибели.
Повествование о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний
период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля поселился в Земле
Обетованной, и даже до его обособления в отдельную нацию. Предки иудеев вели
полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, переходя из одной области Ближнего
Востока в другую в поисках новых пастбищ для своих стад. Их предводителем во
времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель
через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила – всеми
арабами. Авраам играет видную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где
история его жизни, по сути дела, излагается одинаково. Если буквально
интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события имели место около 2100 г. до н. э.
Авраам родился в «Уре халдейском», который обычно считается
шумерским городом Ур в южной Месопотамии (нынешний Ирак). Его семья
переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно
тогда, как сказано в Книге Бытия (12:1 – 5), Бог открыл Аврааму его судьбу.
Авраам должен был покинуть Месопотамию и поселиться в Ханаане (нынешняя
Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и
возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение». Взяв свою жену и родственника
Лота вместе с их домочадцами, Авраам направился в Ханаан. После короткой
остановки в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге
Ханаана и занялись скотоводством.