В
тех же греческих источниках мы находим оригинальные описания общественных
обычаев амазонок, впоследствии повторяемых испанскими авторами. Греки твердо
верили в существование обычая удалять правую грудь у девочек, что отражается в
греческой интерпретации в названии «амазонки» (от «а» – «без» и «mazos» –
«грудь»). Считалось, что амазонки живут в общинах, состоящих исключительно из
женщин. Мужчины доставлялись из соседних племен с целью продолжения рода, а
затем отсылались обратно. Отпрысков мужского пола либо отправляли вместе с
отцами, либо калечили вскоре после рождения, чтобы они ни при каких условиях не
могли сражаться. Весьма искушенные в военном деле, амазонки предпочитали
стрельбу из лука и скачки на лошадях.
Так гласит легенда о могучих амазонках. В ранних греческих
источниках страна (или страны) амазонок единодушно помещается к востоку от
Греции. Считалось, что они основали некоторые города в Малой Азии, такие, как
Эфес и Смирна на Эгейском побережье Турции, вторгшись с востока и потеснив
местные племена. Родина амазонок якобы находилась неподалеку от побережья
Черного моря, в области, которая, с точки зрения древних греков, была населена
таинственными племенами с кровожадными и причудливыми обычаями.
Некогда родиной амазонок считалась юго-восточная оконечность
Черного моря, вокруг реки под названием Термодон. Именно там Геракл якобы
встретился с Ипполитой. Согласно другой версии, родина амазонок находилась в
долине реки Танаис, на северной стороне Черного моря. Она рассматривалась
древними греками как разделительная линия между Европой и Азией и в наше время
лучше известна под русским названием Дон.
Разные авторы называют разные места в качестве предполагаемой
родины амазонок, хотя географические подробности легенды не слишком
различаются. Греки в целом сходились на том, что амазонки жили на восточных
окраинах Черного моря, и в этом регионе мы сталкиваемся с интересным феноменом.
После V в. до н. э. древние греки лучше познакомились с землями, окружающими
Черное море, однако истории об амазонках не исчезли, а, напротив, продолжали
циркулировать и даже обросли новыми подробностями. В отличие от испанцев в
Америке, две тысячи лет спустя грекам не приходилось постоянно отодвигать мифические
земли амазонок все дальше и дальше. Они были убеждены, что в южной России им
довелось встретиться с женщинами из легенды.
Настоящие амазонки?
Наиболее
раннее свидетельство веры в существование амазонок исходит от древнегреческого
историка Геродота (V в. до н. э.). Геродот часто включал в свою «Историю»
фантастический материал, например рассказы о летающих змеях в Аравии, однако
многое в его рассказе об амазонках, напротив, звучит очень прозаично и
напоминает его описание египетских или вавилонских обычаев. Возможно, Геродот
не владел сведениями из первых рук, но к тому времени его
соотечественники-афиняне были уже хорошо знакомы с народами, населявшими южную
Россию. Многие скифы (собирательное название, используемое греками для древних
племен юга России) жили в Афинах, где корпус скифских лучников, так называемых
общественных рабов, выполнял полицейские функции при судебных заседаниях.
Согласно Геродоту, представители племени сарматов произошли
от перекрестных браков между скифами и амазонками. Он начинает с легенды о том,
как амазонки появились на юге России. Когда греческие герои совершили набег на
Термодон, они доверху нагрузили свои корабли пленными амазонками. Однако
некоторым амазонкам удалось перебить похитителей и завладеть кораблем, тем самым
поставив себя в сложное положение: раньше им никогда не приходилось плавать под
парусом. Отданные на волю ветра и волн, они пересекли Черное море и высадились
на его северном побережье, где вскоре обнаружили лошадей и, в свою очередь,
начали совершать набеги на местные скифские племена. Осознав, что им
противостоят одни только женщины, скифы решили завести от них детей. Они
заручились доверием амазонок и постепенно сблизились с ними, а затем откочевали
к Танаису, где обрели новую родину. Их потомками были сарматы. Геродот
продолжает: