Древние Боги
|
||
Робин – лесной эльф?
Теория
Хантера с самого начала обнаружила свои недостатки, что вдохновило
исследователей, пытавшихся разработать совершенно иной подход к проблеме Робин
Гуда. В своей статье о Робин Гуде в «Национальном биографическом словаре» сэр
Сидней Ли пришел к выводу, что «хотя аргументы в пользу исторического
существования Робин Гуда очень пространны, они не выдерживают научной критики».
Убежденный в том, что Робин Гуд никогда не существовал на самом деле, он
выдвинул гипотезу о мифическом происхождении нашего героя: «Однако
вряд ли можно сомневаться в том, что, как и в похожем случае с Рори-из-Холмов в
Ирландии, имя первоначально принадлежало мифическому лесному эльфу, занимавшему
видное место в английском и шотландском фольклоре. Впоследствии английские
сочинители баллад и рассказчики историй применили его… к какому-то разбойнику,
который устроил свой дом в лесах или на болоте, достиг превосходного мастерства
в стрельбе из лука, отвергал суровые законы о пользовании лесными угодьями и
тем самым снискал расположение у простонародья». Далее
он предполагает, что «по своему происхождению это имя, вероятно, было вариантом
„Ходекина“, который представляет собой титул лесного духа или эльфа в
тевтонском фольклоре». Однако историки в целом сходятся на том, что
первоначальным значением слова «худ» было просто «hood» (в смысле капюшон) и
нет никакой необходимости обращаться к немецкому фольклору, чтобы объяснить
происхождение совершенно обычного английского слова. Они также не смогли
обнаружить следы лесного эльфа-лучника в английской мифологии и полагают, что
связь между Робин Гудом и фольклорными историями появилась в XVI веке, когда
образ народного героя начал использоваться в карнавальных шествиях во время
праздника Майского Дня 23. Египтолог
Маргарет Мюррей пошла еще дальше в своей интерпретации Робин Гуда. В своем
основополагающем труде «Бог колдуний», опубликованном в 1931 году, она
утверждала, что Робин Гуд был «божеством старинной религии». По ее мнению,
Робин и его двенадцать разбойников были подобны «Великому Мастеру и его
колдовскому кругу», что они носили «зеленое платье эльфов», были настроены
против церкви и, наконец, что имя Робин «было простонародной кличкой дьявола».
К сожалению, все это совершенно безосновательно: в ранних источниках говорится
о семидесяти разбойниках в отряде Робина, а в средневековых судебных процессах
над ведьмами дьявола не называют Робином и не упоминают о людях, одетых в
зеленое. Роберт Ход – разбойник с большой
дороги?
Наиболее
известным из современных историков, интересующихся проблемой происхождения
Робин Гуда, несомненно, является сэр Джеймс Холт, дотошно исследовавший
опубликованные архивы средневековой Англии в поисках неуловимого героя. Как мы
уже видели, его не убедила теория Хантера о Робине Хоуде, слуге короля, и
Роберте Худе из Уэйкфилда, согласно которой основные события, связанные с
именем Робин Гуда, разворачивались в 1320-х годах. Он предпочитает
рассматривать Робин Гуда как исторический персонаж XIII века. Таким образом,
поэма «Подвиги Робин Гуда» не является для Холта первичным источником и может
содержать более поздние дополнения, полученные в процессе «перекрестного
опыления» с другими героическими сказаниями. В частности, ему пришлось
отказаться от мнения, что короля из поэмы о Робин Гуде звали Эдуардом,
поскольку ни один из королей, носивших это имя, не правил в рассматриваемый
период времени. |
||