Значительно
более широкая серия тестов была выполнена в 1980-е годы двумя специалистами по
археологии средневековых церквей – Ричардом Бейли из университета Ньюкасла и Эриком
Кембриджем из Дархэмского университета. С ними связался Дэнис Бриггс, инженер
на пенсии, который стал заниматься лозоходством и обследовал ряд церквей в
Северной Англии. Бриггс считал, что он может определить следы исчезнувших
структур, которые могут представлять интерес для археологов. Бейли и Кембридж
решили проверить его слова, иногда подтверждаемые другими лозоходцами. В 1988
году они смогли оценить его работу при обследовании 13 разных церквей и
опубликовали полученные результаты в отдельной книге.
Бейли
и Кембридж смогли подтвердить наличие структурных элементов, определенных
Бриггсом, в восьми местах (другие пять тестов оказались менее успешными). В тех
случаях, когда результаты раскопок совпадали с предсказаниями лозоходца, ученые
отмечали удивительную точность наблюдения: захороненные стены обнаруживались в
нескольких дюймах от линий, начерченных Бриггсом.
Хотя изыскания Бриггса не сопровождались археологическими
открытиями, в одном случае появилась интересная возможность, когда ему удалось
определить более ранние и уже не существующие архитектурные элементы постройки.
В церкви Святой Марии в Понтленде Бриггс и несколько других лозоходцев
обнаружили следы разделения, идущего поперек церкви в форме полумесяца, а также
прямоугольный участок в ее восточном конце. Хотя во время раскопок никаких
следов этих элементов обнаружено не было, на архитектурном плане 1972 года, с
которым сверились после эксперимента, была показана деревянная приступка и
цоколь для алтаря, установленные здесь между 1885 и 1972 годом. Выходит,
лозоходцы каким-то образом обнаружили отпечаток этого элемента церковного
интерьера, хотя он не оставил никаких физических следов? Такая возможность
подрывала теорию, согласно которой лозоходцы определяли следы, скажем,
остаточного магнетизма в почве, и означала, что предположительно неудачные
результаты в других местах тоже могли быть связаны с исчезнувшими предметами
или архитектурными элементами, оставившими после себя некий отпечаток.
В своем выводе Бейли выказал осторожный оптимизм, признав,
что «археологи с обоснованной настороженностью относятся к экстравагантным
заявлениям всевозможных поборников оккультных наук», но в то же время
предупредил об опасностях узкого мышления: «тем не менее, будет так же опасно,
если из страха подвергнуться критике со стороны своих коллег-профессионалов они
оставят без внимания инструмент исследований, который может представлять
огромную ценность».
Аргументы Бейли в пользу лозоходства были приняты весьма
холодно, несмотря на его очевидное усердие в проверке результатов. Возможно,
это связано с самой природой эксперимента, хотя церкви являются идеальными
объектами в том смысле, что там чаще всего встречаются скрытые элементы,
которые можно обнаружить с помощью лозоходства. Они также построены по довольно
стандартным планам. В каждом случае обнаруженные стены совпадали с
первоначальным планом здания и могли быть угаданы человеком, обладавшим
достаточно хорошими знаниями в области церковной архитектуры. Даже в Понтленде
было нетрудно угадать возможное местонахождение ступеней и цоколя для алтаря.
Ни одна из работ Бриггса не выявила старинное здание, построенное по совершенно
иному плану, или совершенно неожиданное помещение.
Вердикт относительно эксперимента в церкви гласит, что это
была добросовестная попытка, но изъян заключался в условиях проведения
эксперимента, и до тех пор, пока лозоходец не начертит план совершенно
неизвестного здания посреди поля, которое затем можно будет подтвердить с
помощью раскопок, археологи не откажутся от своего высокотехнологичного
оборудования ради ивового прута.