Поэтому,
несмотря на свою привлекательность, многие важные высказывания Омм Сети
относительно египетской истории до сих пор остаются в целом не подтвержденными.
Пока ее личные дневники не будут опубликованы полностью, невозможно составить
точный «оценочный список», подтверждающий их достоверность. Такой анализ мог бы
стать интересной темой, к примеру, для диссертации ученого, специализирующегося
одновременно в области психологии и истории; в результате мы наконец-то смогли
бы получить полную картину египтологических представлений Омм Сети. Но до тех
пор, к сожалению, у нас остается лишь ряд ее проницательных догадок
относительно египетских обычаев и прочтения текстов, а также подтверждение ее
предсказаний о храмовом саде и тоннеле в Абидосе.
Очень жаль, что такая выдающаяся женщина, как Омм Сети,
никогда не проходила обследования у парапсихолога. Мы располагаем лишь
несколькими свидетельствами, скорее анекдотического характера. Омм Сети
рассказывала историю о том, как во время одного из своих первых визитов в
Абидос главный инспектор Департамента древностей и двое его коллег решили
подвергнуть испытанию ее знания о храме. По ее словам, дело происходило ночью,
и у археологов, в отличие от нее, были факелы. Какую бы часть огромного
комплекса они ни назвали – а в то время храм еще не был исследован полностью и
точного плана не существовало, – она могла добежать туда в темноте, не
сделав ни одного неверного поворота и не упав в яму.
Увы, у нас нет независимого подтверждения этого своеобразного
теста; никто не расспрашивал археологов, о которых идет речь, а об инциденте
известно только по воспоминаниям Омм Сети. Кроме того, по ее собственному
признанию, к тому времени она уже один раз побывала в храме. В тот вечер, когда
Омм Сети впервые прибыла в Абидос, она сразу же направилась к храму без
сопровождения. Как много она узнала или могла узнать о строении храма во время
этого первого ночного визита?
Ложные воспоминания?
Многие
люди «обнаруживали», что они были египтянами в предыдущей жизни, через сны,
осознанные воспоминания или регрессию под гипнозом. Но никому из них не удалось
выстроить такую же яркую и убедительную картину, как Омм Сети. Сила воздействия
ее слов и поступков отчасти заключается в ее безусловной и безграничной вере в
то, что она «принадлежала» Египту. Все это находит подтверждение в
повествовании о странных событиях из ее детства и многочисленных анекдотах ее
дальнейшей жизни, которые в целом создают очень внушительное впечатление – к
примеру, если ознакомиться с ними в том виде, как они представлены в биографии,
написанной Джонатаном Коттом.
Однако следует отметить, что единственные свидетельства о
важнейших воспоминаниях ее детства исходят от самой Омм Сети. Сейчас уже
слишком поздно расспрашивать людей, знавших ее в те годы. Как быть с доктором и
медсестрой, которые провозгласили ее «мертвой» в возрасте трех лет? Мы не можем
сослаться на слова этого доктора. Как насчет родственников и соседей, которые
могли знать о случившейся трагедии, были свидетелями или слышали от ее
родителей о странном поведении девочки в Британском музее? К сожалению, никто
из них не оставил никаких записей, дневников или интервью, отражающих их точку
зрения на эти события. То же самое относится к ее жизни в Египте, включая
транш-подобное состояние, в котором она проводила сеансы «автоматического
письма», записывая иероглифами события своей прошлой жизни. Нельзя подтвердить
даже историю о ее свекре, который с криком выбежал из дома, потому что увидел
«призрак фараона». В конечном счете нам приходится верить на слово Омм Сети во
всех этих случаях.
Скептики вольны сомневаться в происхождении ее воспоминаний о
«смерти» и инциденте в Британском музее. Она никогда не поясняла, были ли это
ее собственные воспоминания или она пересказывала воспоминания своих родителей.
В любом случае воспоминания могут быть искаженными, как мы можем убедиться на
собственном опыте и как явствует из результатов недавнего исследования
«синдрома ложной памяти». Теперь хорошо известно, что люди искренне могут
«вспоминать» вещи от насилия в детском возрасте до похищения инопланетянами,
которые никогда не происходили на самом деле.
Мы вовсе не утверждаем, что Омм Сети выдумала все
воспоминания и переживания, которые она описывала. Нельзя отрицать и глубину ее
знаний о Древнем Египте. Так или иначе, она имела ряд откровений о жизни,
литературе и археологии Древнего Египта. Мы не можем с уверенностью говорить
лишь о том способе, с помощью которого она получала информацию. Ни один
человек, будь то европеец или египтянин, не был так близко знаком с древним
Абидосом, как Омм Сети, и сомнительно, что это когда-нибудь случится снова.
При всем своем уважении к Омм Сети, Кеннет Китчен, профессор
египтологии в Ливерпульском университете и эксперт по семье фараона Сети (XIX
династия), привлек внимание к этой очевидной проблеме: