Стоит
отметить, что только в районе вокруг Дос-Пилас произошло событие, которое
сегодня назвали бы демографичекой катастрофой. В других местах археологические
исследования подтверждают, что сельская местность вокруг городов вовсе не была
полностью заброшена, как и предполагал Томпсон. Интенсивные раскопки вокруг
Копана позволяют утверждать, что Копанская долина была населена до 1200 года –
то есть спустя триста лет после исчезновения аристократии. Сходным образом,
район вокруг Алтар-де-Сакрифисио был населен еще долго после того, как
правители сошли с исторической сцены. 1акая же картина наблюдалась и в Белизе
после крушения городов-государств. Хотя численность населения действительно
уменьшилась, у нас достаточно археологических доказательств, чтобы усомниться в
том, что все низменные дождевые леса были немедленно заброшены, когда люди
начали покидать города.
Отсутствие значительных интервалов в культурных слоях
цивилизации майя – сильный аргумент против теории перенаселенности и
экологической катастрофы. Если почвы действительно были истощены чрезмерной
эксплуатацией, то как крестьянам удавалось жить на своей земле еще долго после
падения городов? Разница между территориями, опустошенными войной, и более благополучными
районами указывает на важное значение человеческого фактора в крушении
классической цивилизации майя. Постоянно увеличивавшаяся нагрузка на
крестьянство и неспособность аристократии предпринять что-либо для реального
исправления ситуации – все это должно было послужить мощным стимулом для
перемен в обществе. Землетрясения и неурожаи лишь усугубляли бедственное
положение.
Даже если и предпринимались какие-то попытки повернуть вспять
ход событий, этому мешала одна характерная особенность мировоззрения древних
майя. Аристократы были убеждены в пророческой силе своих сложных календарных
систем. В частности, они считали, что конец календарного цикла (790 г. н. э.) предопределяет
политические потрясения. Таким образом войны, общественные волнения и другие
катаклизмы оказались неизбежными и неустранимыми, поскольку они были вплетены в
саму ткань бытия. Войны становились все более кровавыми, так как правители
городов-государств сражались в «положенное» время для войны и приносили в
жертву пленных, чтобы умилостивить богов. Уставшие смотреть, как их мир
разваливается на части, пока аристократы только и делают, что воюют друг с
другом, крестьяне взяли власть в собственные руки.
Календарь майя
Возможно,
величайшим интеллектуальным достижением майя была их сложная календарная
система. Они пользовались одновременно двумя календарями: 260-дневным и
360-дневным. Укороченный вариант календаря майя унаследовали от цивилизации
сапотеков в Оахакской долине Мексики, которые начали записывать даты по этому
календарю около 600 года до н. э. В этом календаре было 20 именных дней, каждый
из которых повторялся 13 раз, «короткий год» из 260 дней назывался тцолкин.
Календарь был не только предметом, отмеряющим время, но и
проводником в будущее. Как поясняет ведущий специалист по истории майя,
профессор Майкл Коу: