«(Хенджи
были) местами, где жили и работали ученые сообщества, состоявшие из мудрых
людей и жрецов-астрономов. Результаты их деятельности теперь сохранились лишь в
виде стоячих камней и каменных кругов».
Однако
с мегалитической астрономией связано много догадок, которые впоследствии не
нашли подтверждения, и подобные высказывания нуждаются в тщательной оценке,
если мы хотим найти новые, более убедительные аргументы.
Рассвет астрономии
Сэр
Норман Локайр, директор обсерватории солнечной физики в Лондоне, основатель
ведущего научного журнала «Тайм», в течение полувека работавший его главным
редактором, был одной из великих фигур в экспериментальной науке XIX века. В
1890-1891 гг. он посетил Грецию и Египет и заинтересовался географической
ориентацией храмов в обеих странах. Зная о том, что церкви в христианском мире
традиционно ориентировались на восток, по направлению восхода Солнца, он
задался вопросом, существовала ли сходная традиция в Древнем мире.
Первоначальные исследования убедили его в том, что в конструкции египетских
храмов учитывалась ориентировка как по Солнцу (конкретно речь идет о летнем
солнцестоянии), так и по звездам. Более того, из-за видимого движения небосвода
по отношению к Земле в связи с прецессией земной оси этими ориентировками можно
было пользоваться для датировки сооружения монументов. Результаты египетских
исследований Локаира, опубликованные в книге «Рассвет астрономии» в 1894 году,
встретили прохладный прием среди египтологов.
Однако когда Локайр обратил внимание на доисторические
памятники Британии, он получил еще более четкие доказательства. Следующие
несколько лет он посвящал свои выходные дни систематическому поиску возможных
соответствий между небесными телами и рядами стоячих камней, линиями входных
коридоров мегалитических гробниц, а также центрами каменных кругов. После ряда
высокоточных измерений он пришел к выводу, что многие из этих монументов
служили не для погребальных или ритуальных целей, а для календарных наблюдений.
Согласно Локайру, такие монументы, как Стоунхендж, сооружались с целью
включения визуальных линий (к восходу, закату и подъему некоторых звезд в
поворотные дни года) в сводный календарь, впоследствии использованный кельтами,
которые делили год на восемь частей.
По мнению Локаира, во всех местах, где он проводил свои
исследования, использовался один и тот же календарь. Это привело его к выводу о
существовании класса жрецов-астрономов, который «играл ведущую роль во всех
областях жизни доисторического общества – не только в религии, но и в
экономике, медицине и общественном устройстве». Локайр нашел поддержку в
научном сообществе, но археологи в целом отнеслись к его теории враждебно или,
в лучшем случае, равнодушно. Его идеи были неприемлемы для них, так как не
вписывались в традиционные представления о «варварском» периоде доисторического
развития общества.
Более того, археологи подозревали, что Локайр проявил очень
избирательный подход к вопросу об ориентировке доисторических монументов. С
точки зрения Дугласа Хеджа, математика из Эдинбургского университета и автора
крупного критического исследования по мегалитической астрономии, проблема
Локайра заключалась в статистических доказательствах-.