Гипотеза
«культурной диффузии», как и выдумки о древних астронавтах, несет на себе
неизгладимый отпечаток расизма – пусть даже и неосознанного, – поскольку
она отрицает способности древних народов и объясняет их достижения помощью
высшей «расы хозяев». Однако некоторые интерпретации еще более откровенны. В
случае с монументальными руинами огромного архитектурного комплекса Большого
Зимбабве (государство Зимбабве, бывшая Родезия) намерения большинства
теоретиков были совершенно очевидны.
Португальцы в XVI веке были первыми европейцами, услышавшими
о богатом золотом городе Зимбабве – возможно, от арабских торговцев. Истории о
баснословном богатстве продолжали распространяться, и Зимбабве (еще до того,
как хотя бы один европеец увидел его) превратился в магнит для фантазеров и
эксцентричных искателей приключений. В Библии упоминается о далекой «земле
Офир», из которой израильский царь Соломон, правивший в X веке до н. э., вывез
огромное количество золота для украшения своего храма в Иерусалиме. Отсюда
пошла легенда о «копях царя Соломона», ожидавших открытия и дальнейшей
разработки, а слухи о затерянном городе Зимбабве побудили многих провести
аналогию между двумя историями.
Немецкий путешественник Карл Маух был первым европейцем,
оставившим письменное свидетельство о посещении Большого Зимбабве,
опубликованное в 1871 году. После короткого исследования заброшенного города
Маух объявил, что это и есть Зимбабве, упоминавшийся в рассказах португальцев.
Он был уверен, что высокие стены, мастерски сложенные из тысяч гранитных
блоков, не могли быть работой коренных африканцев. Строительство задумали и
осуществили финикийцы, торговые партнеры царя Соломона (см. «Финикийцы в
Африке» в разделе «Путешественники и открытия»). Маух уверенно определил одно
из зданий как копию храма царя Соломона, а другое – как дворец царицы Савской.
Последним подтверждением для него послужил кусочек дерева из дверного
переплета. Его запах напоминал аромат кедрового карандаша Мауха, поэтому он
пришел к выводу, что кедровая древесина завозилась в Африку из Ливана, где жили
финикийцы.
Британский археолог Джеймс Бент был первым, кто провел раскопки
в Зимбабве в 1891 году. Он пришел к выводу, что город был построен «гибридной»
расой, состоящей из потомков африканских женщин и светлокожих завоевателей с
Севера. Следующим был У. Г. Нейл из компании «Древние руины», которая в 1895
году получила подряд на разработку всех исторических мест в Родезии. Среди
сорока с лишним систематически разграбляемых поселений работники Нейла
сосредоточились на Большом Зимбабве, разрушая стены и вскрывая полы в поисках
золота. Они выбрасывали все, что, по их представлениям, не имело коммерческой
ценности. Не удивительно, что в 1902 году подряд компании Нейла был
аннулирован. Руководство раскопками возглавил журналист Ричард Холл,
составивший вместе с Нейлом отчет о проделанной работе, где утверждалось, что
архитектура Зимбабве имеет явно финикийское или арабское происхождение.
Совершенно другая история появилась в 1905 году, когда
египтолог Дэвид Рэнделл Макаивер приступил к настоящим раскопкам в Большом
Зимбабве. В отличие от предыдущих разработчиков, он не выбрасывал разные мелочи
и предметы повседневного пользования, найденные среди руин. Там было много
привозных предметов, включая арабские и персидские бусы, сирийское стекло и
китайскую керамику. Все эти иностранные вещи можно было датировать XIV-XV веком
н. э. Фрагменты сосудов, обнаруженные Рэнделлом Макайвером, имели четкую связь
с сосудами, которыми пользовались члены племенного сообщества шона, чьи селения
располагались неподалеку от места раскопок. Слово dzimbabve на их языке
означало «каменные дома».