Древние Боги
|
||
Во
времена Стакли посещение Стоунхенджа начало входить в моду, причем многие
посетители не только жгли костры внутри круга камней, но и старались увезти с
собой какой-нибудь сувенир. Стакли протестовал против «возмутительного обычая
откалывать куски камня тяжелыми молотами». От этого вандализма главным образом
страдали сарсены, так как «синие камни» были гораздо прочнее. Продолжающееся
разграбление монумента привело к предсказуемым последствиям: в январе 1797 года
один из трилитонов рухнул на землю. «Этим
летом я проводил раскопки в нескольких местах, как в самом Районе, так и в
окрестностях Стоунхенджа, стараясь не слишком приближаться к камням. В
частности, перед Алтарем (упавший сарсен) я копал на глубину пяти футов или
более и обнаружил древесные угли, кости животных и глиняные черепки. Среди
последних было несколько кусков, сходных с грубо обработанными урнами, какие
иногда находят в могильных курганах, а также обломки керамики римского
периода». Результаты
раскопок Каннингтона были опубликованы его богатым патроном, сэром Ричардом
Колтом Хором, который оставил подробные рассуждения о древнем народе,
оставившем могильные курганы на равнине Сейлсбери. Однако когда речь заходила о
Стоунхендже, он ограничивался лишь выражением восторга и благоговения: «Как
возвышенно! Как чудесно! Как непонятно!» За пределами исторической памяти
Хотя
раскопки Каннингтона вроде бы подтвердили доисторическое происхождение Стоунхенджа,
он так и не смог уточнить дату создания монумента. Это в общем устраивало его
современников, которым нравилось представлять Стоунхендж в виде неразгаданной
тайны и диковины Древнего мира. Великий живописец Джон Констебль снабдил свой
акварельный рисунок Стоунхенджа от 1835 года цветистой подписью, выражающей эти
романтические взгляды: «Таинственный
монумент Стоунхенджа, уединенно возвышающийся посреди голой и бесплодной
пустоши, столь же отъединенный от событий былых эпох, сколь и от нужд современности,
переносит вас за пределы исторической памяти во тьму совершенно неизвестного
периода». Возобновление
серьезного исследования монумента связано с именем Фландерса Петри, который
впоследствии прославился как пионер систематических археологических раскопок на
территории Египта. В 1877 году он выполнил точную геодезическую съемку
сохранившихся камней и нанес их положение на план местности с точностью до
десятой доли дюйма. Он также призвал к возобновлению раскопок, придумав
оригинальное решение, которое, как ему казалось, позволяло заглянуть под
стоячие камни: |
||