Древние Боги
|
||
Так же как индийские арии, племена шан делились на три сословия: жрецов‑шаманов называли "у", и их цветом был голубой цвет неба; воины, сражавшиеся на колесницах, звались «большими людьми», «дажень», и их цветом был красный цвет крови. Простолюдины‑пехотинцы были «маленькими людьми», «сяожень», а покорённых «ванминь» называли также «черноволосыми» – потому что у них были черные волосы и тёмная кожа. Бледнолицые и бородатые завоеватели были очень не похожи на туземцев, и те с ужасом передавали, что у шанов была «белая кожа и на лице росли волосы». «Чернь» не допускали к таинствам и обрядам «белых людей», им запрещено было есть мясо и пить возбуждающие напитки. Непокорённые южные племена считались варварами – хотя именно от этих варваров жители Великой Равнины узнавали о достижениях Большого Мира. Аустронезийцы продолжали плавать вдоль берегов тёплых морей и привозили в Китай новые виды зерновых и новые породы скота; благодаря этим морским странникам на Желтой реке появились буйволы и свиньи из Индии, они принесли сюда гончарный круг, секрет иероглифической письменности, а позже, в VIII веке, тайну металлургии железа. Но открытия и знания мало что значили перед лицом военной силы, перед движущимся по равнине строем боевых колесниц. Долина Желтой реки была открыта и беззащитна перед Великой Степью – и в XII веке Степь нанесла второй удар. Новые завоеватели, племена чжоу, разрушили «Великий Город Шан» и стали новыми хозяевами «толпы». За одно‑два столетия новые завоеватели перемешались со старыми, и жизнь почти не изменилась – по‑прежнему тысячи пленных приносились в жертву у алтарей и по‑прежнему отряды колесниц уходили в набеги на юг. Всё было, как тысячу лет назад: перед отрядами несли бунчуки из воловьих хвостов, воины надевали красные одежды и под звуки нефритовых гонгов пели старую песню колесничих: Ровны и покойны щиты боевой колесницы, И задний ложится на ось, и передний ложится, Могучие кони подобраны в каждой четвёрке, Могучие кони обучены строю возницей. РЕВОЛЮЦИЯЕсли реку запрудить, а она прорвет запруду, то от этого непременно пострадает множество людей. Народ подобен реке. Сыма Цянь. Шицзи. П есни колесничих воинов оглашали Великую Равнину вплоть до середины I тысячелетия – затем наступило время перемен. Население постепенно росло, деревни становились всё более многолюдными и, в конце концов, стала ощущаться нехватка земли. Среди благородных родов начались войны за земли, и возглавлявшийся Сыном Неба союз родов‑племён распался на родовые княжества. Эти княжества были похожи на греческие полисы и индийские ганы, их центрами были укреплённые города, в них было народное собрание, но на деле вся власть принадлежала знати. Почувствовав земельную тесноту, сражавшиеся на колесницах «большие люди» стали требовать выделения своей «заслуженной доли» – так появились знатные кланы, «дафу», владевшие обширными поместьями. Младшие родовичи получили при разделе по несколько дворов «ванминь» и превратились в благородных воинов‑"ши"; впрочем, были и такие, которым пришлось самим пахать землю. Земля общин «ванминь» тоже была поделена между крестьянами; первое время она регулярно переделялась (эта система называлась «цзинь‑тянь»), а потом превратилась в частную собственность. |
||