![]() |
||||
Древние Боги
|
||||
![]() |
Не выше бедняги, что нищим рождён, На роскошь, богатства положен зарок, Основа – бедняк, а богатый – уток, И равенство в мире возникнуть должно, В излишестве жить непохвально, грешно". Так передавал идеи революции великий поэт Фирдоуси. Молодой шахиншах Кавад (488‑531) внял проповеди Маздака и сделал его своим советником. «По всей стране бедняки отнимали у богатых жилища, женщин, имущество»; они хотели сделать всё общим и имели общих жён. Замки знати были разрушены, многие знатные роды погибли. Революция Маздака породила новую Персидскую Империю; рабы получили свободу, а повинности крестьян были точно установлены. Благородные рыцари‑азаты были подчинены суровой дисциплине, они не смели взять со своих крестьян лишнего и регулярно вызывались на смотры. «Царь царей» сам становился в первую шеренгу воинов и предъявлял своё оружие проводившему смотр полководцу – и однажды был даже наказан за неполадки в снаряжении. Эти порядки сохранялись и после смерти Маздака, который пал жертвой борьбы за престол. Преемника Кавада, Хосрова (531‑579) прозвали Аноширваном, «Справедливым»; он уменьшил налоги и прославился военными победами. У сына Хосрова, Хормизда, «не было других желаний, кроме улучшения положения слабых и справедливого отношения к ним со стороны сильных, – писал арабский историк. – И уравнялись в его царстве сильный и слабый». Однако рыцарское сословие «артештаран» не смирилось с военной дисциплиной и с тем, что его равняют с «чернью»; знаменитый полководец Бахрам Чубин поднял военный мятеж, Хормизд был свергнут и ослеплён. Сын Хормизда, Хосров (591‑628), расправился с мятежниками и правил больше 30 лет; в его правление были завоёваны Сирия и Египет, персидские рыцари не раз разбивали свои шатры на берегах Босфора. Однако, когда победы сменились поражениями, рыцарство снова восстало, и шахиншах был убит. В этот самый момент, когда благородные рыцари вновь овладели властью, на страну обрушилась Арабская Волна. В 636 году рыцарское ополчение вышло навстречу арабам на равнину Кадисии; оно гнало перед собой связанных цепями крестьян‑пехотинцев. На равнине установили трон для предводителя «благородных», эранспахбеда Рустама – и к этому трону подвели посла арабов, бедуина Зухру в рваном бурнусе. – Я предлагаю вам войну или ислам, – сказал Зухра надменному рыцарю. – Что же такое ислам, – спросил полководец, – что это за вера? – Основная часть её, лучше которой нет, это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его. – А ещё? – допытывался Рустам. – А ещё, – ответил Зухра. – ВСЕ ЛЮДИ БРАТЬЯ ПО ОТЦУ И МАТЕРИ, АДАМУ И ЕВЕ. Над равниной Кадисии повисло молчание. Рыцари в шлемах с перьями с ненавистью смотрели на нового Маздака, явившегося к ним из глубины степей. – Нет, – наконец, промолвил Рустам, – ты ошибаешься, посол, люди не братья. С давних времён персы не позволяли никому из подлых простолюдинов выступать против знатных. Иди, посол, и готовься к бою.
|
|||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||