Древние Боги
|
||
Но это не привлекает Карпентера: он говорит,
что этот предмет скорее всего служил украшением. Согласно Брустеру, это было не украшение, а
"настоящая оптическая линза". В этом случае в развалинах древней цивилизации
на этой земле была найдена ненавистная вещь, которая, вполне допустимо, не
является произведением какой-либо из древних цивилизаций, развившихся на этой
земле. Х ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ смешивали Флориду и
Ньюфаунленд. Но в более ранние времена путаницы было еще больше. Она происходит
от простодушия. Очень древние исследователи считали, что вся земля на западе
представляет собой одну страну, называемую Индией; осознание существования там
других стран, кроме Индии, приходит очень медленно. Я сейчас не думаю о вещах,
попадающих на эту землю из какого-то особенного иного мира. Таковы были мои
представления, когда я приступил к собиранию наших (фактов. Или, что стало уже
общим местом при наблюдениях, всякое мышление начинается с иллюзии гомогенности
(однородности). Это один из фактов, установленных Спенсером: мы видим
гомогенность во всех вещах - либо удаленных, либо мало известных. Продвижение
от относительно гомогенного к относительно гетерогенному (неоднородному) есть
сущность спенсеровской философии - подобно всему остальному, так называемому:
не то, чтобы это действительно было открытие Спенсера - оно было заимствовано
от фон Бэра, который в свою очередь был связан постепенными переходами с
предшествующей ему научной спекуляцией. Мы лично считаем, что все вещи
действуют для того, чтобы продвинуться к гомогенному, или стараются
локализовать Гомогенность. Гомогенность есть аспект Всеобщего, в котором она
есть состояние, которое не переходит постепенно во чтонибудь другое. Мы
рассматриваем гомогенность как аспект позитивности, но полагаем, что
бесконечные разочарования от неудачных попыток достигнуть позитивности
проявляются в бесконечной гетерогенности; так что, хотя вещи стараются
локализовать гомогенность, они кончают в гетерогенности, столь великой, что она
достигает бесконечного рассеяния, или неразличимости. Таким образом, все концепции представляют
собой мелкие попытки достигнуть позитивности, но им скоро приходится делать
уступки компромиссу, модификации, отмене, постепенным переходам в
неразличимость - если только в мировой истории не появлялись бы супердогматики,
которые, хотя бы только на бесконечно малый отрезок времени, смогли выстоять
против гетерогенности, или модификации, или сомнения, или "прислушивания к
разуму", или потери личности, в этом случае - мгновенное вознесение в
небо, или к Позитивному Абсолюту. Странно, что Спенсер так никогда и не понял,
что "гомогенность", "интеграция", и "определенность"
-это все слова, обозначающие одно и то же состояние, или состояние, которое мы
называем "позитивностью". Мы называем его ошибкой то, что он
рассматривал "гомогенность" как нечто отрицательное. |
||