Древние Боги
|
||
Непрерывность и все, что мы называем
эволюцией, или прогрессом, есть попытка вырваться из нее... Вся наша Солнечная система была когда-то попыткой
планет вырваться из материнской связи и утвердиться в качестве
индивидуальностей и, потерпев поражение, двигаться по квазирегулярным орбитам,
которые являются выражением отношений с солнцем и друг с другом, и всем
пришлось сдаться и теперь они квазивключены в более высокое приближение к
системе. Промежуточность в ее минералогическом аспекте
позитивизма - это железо, которое стремилось оторваться от серы и кислорода и
быть реальным, гомогенным железом, - и потерпело поражение, поскольку как элемент
железо существует только в учебниках химии. Промежуточность в ее биологическом аспекте
позитивизма -дикие, фантастические, гротескные, чудовищные вещи, которые она
придумала когда-то в безумном усилии резко оторваться от всех предшествующих
типов, - но потерпела неудачу, например, в жирафном усилии, или только создав
карикатуру на антилопу... Все вещи разрывают одну связь, только
устанавливая какую-нибудь другую... Все вещи разрывают пуповину только затем,
чтобы схватиться за грудь. Поэтому борьба эксклюзионистов за то, чтобы
удержать традиционное или чтобы помешать резкому переходу от
квазиустановленного, борясь, чтобы здесь, более, чем столетие спустя после
того, как были включены метеориты, не было произведено ни одного заметного
включения, кроме космической пыли, описание которой Норденшельд сделал более
близким к реальному, чем противостоящие факты. Поэтому, например. Проктор боролся и выражал
свое ощущение нелепости против представлений сэра У. X. Томсона о прибытии на
эту землю организмов на метеоритах... "Я могу рассматривать этотолько как
шутку"(1-302). Не существует ничего, кроме шутки, - или
чего-то промежуточного между шуткой и трагедией; Наше существование есть вовсе не
существование, а только высказывание; Что Момус [Момус - бог смеха у древних римлян
(примечание переводчика)] воображает нас для развлечения богов, часто с таким
успехом, что многие из нас кажутся почти живыми - подобно персонажам в чем-то,
что пишет романист, и которые часто в значительной степени заимствуют свои дела
у романиста... Что Момус воображает нас, и наши искусства, и
наши науки и религии и рассказывает или рисует нас как карикатуру на истинное
существование богов. Потому что, принимая во внимание, что многие
из наших фактов об угле, который падает с неба, были и тогда столь же доступны,
как и сейчас, и несмотря на официальное научное заявление, чтоуголь
-этоокаменевшие остатки живых существ, как в реальном существовании, под
которым мы подразумеваем осмысленное существование, или состояние, в котором
есть реальная разумность, или скорма мышления, которая не сливается неразличимо
со слабоумием, как мог подняться такой гвалт, какой поднялся около сорока лет
назад вокруг заявления доктора Хаана об открытии им окаменевших остатков организмов
в метеоритах? |
||